Путешествие от Приозерска до Архангельска на карте

Все про ладожско-беломорское путешествие:

Свернуть

Первое шлюзование на Свири

Легкий ветерок медленно продвигал нашу посудину к устью Свири. Руль был застопорен с помощью веревочных завязочек, Наташка работала в каюте, писала статьи, а я в кокпите пытался задремать. Делать все равно нечего — я уже и готовил, и наводил порядок, но теперь оставалось только развалиться в проходе между рундуков, чтобы как-то убить время. Смотреть вокруг было абсолютно не на что: полоска леса в нескольких километрах слева, и матовая рябь на воде вокруг.

На той полоске суши, которая в течение нескольких последних часов разрасталась у нас по курсу и становилась более явной, вылезая все больше из-за горизонта, стали различимы отдельные детали. Вскоре я смог разглядеть даже буи, обозначавшие судовой ход. Ну, вот она, Свирь.

Вешки
Вешки
Идем по реке
Идем по реке

Свирь
Свирь
Буи
Буи

Заправив многочисленные флиски, вылезшие из штанов во время лежания и попыток заснуть в обнимку с мусорным мешком, я полез на нос убирать парус. Теперь-то можно будет завести мотор и на малом ходу поползти дальше — до Ояти, где мы сможем заправиться, бензина нам точно хватит.

Вообще, с мотором и бензином получилось очень смешно. Я покупал его как четверку, и расход топлива планировал изначально среднему потреблению четырехсильных моторов. Но что-то в этом моторе было не так: крутил он слишком мощно, а топливо жрал за двоих. Каково же было мое удивление, когда буквально вчера я вдруг осознал, что на двигателе стоит шестерочный карбюратор! Это, конечно, было прекрасно, так как забесплатно мы получили две дополнительные лошадиные экстра-силы. Но на тот момент мы сожгли почти весь бензин, и заправиться было негде.

Так мы постепенно вползли на судовой ход. И чем ближе мы подходили к устью, тем больше разнокалиберных мотолодок становилось вокруг. Люди рыбачили в огромных количествах, и такого скопления двигающихся во всех направлениях лодок я не видел даже где-нибудь на Печоре. То пройдет мимо надувнушка, то какой-нибудь катер, ощетиненный многочисленными удочками и подсаками. А еще говорят, что у нас люди бедно живут и им негде отдыхать.

Активное судоходство
Активное судоходство
Рыбак
Рыбак

Рыбаки
Рыбаки
Рыбак
Рыбак
Рыбаки
Рыбаки

Рыбаки на Свири
Рыбаки на Свири
Веха - еще один навигационный знак, помимо буя
Веха - еще один навигационный знак, помимо буя

Вообще, низовья Свири поразили нас своей заселенностью. Мы никогда не думали, что тут может быть такое количество домов. На правом берегу реки располагается природный заповедник «Нижнесвирский», а вот левый — весь застроен всевозможным жильем нескончаемой вереницы здешних деревень. Шикарные особняки перемежаются с простенькими домиками, всюду видны мостки с лодками; лодки стоят и возле домов; лодки движутся по воде. Да, жить тут, надо думать, очень неплохо.

Заповедник
Заповедник
Новоладожский канал
Новоладожский канал

Новоладожский канал
Новоладожский канал
Свирь
Свирь

Несколько раз навстречу нам попадались разные крупные суда, идущие сейчас сверху. Танкеры и сухогрузы двигались неспешно, а пассажирские теплоходы гнали с какой-то головокружительной скоростью. В общем, Свирь предстала перед нами очень оживленной магистралью.

Пассажирский теплоход
Пассажирский теплоход
Пассажирский лайнер
Пассажирский лайнер

Свирь
Свирь
Буй
Буй

Тем временем вечерело: небо поблекло и пожелтело. Уже хотелось встать и отдохнуть. Мы смотрели по сторонам, но нигде не находили места, где можно было бы спокойно и безопасно встать. За проходящими пароходами по руслу тянулись волны, возле берегов сильно вырастающие и обнажающие песчаные мели. В небольших, ответвлявшихся от основного русла рукавах и заводях всюду виднелись коряги, говорившие о том, что туда не стоит даже пытаться залезть. В конце концов, мы не выдержали и повернули к какому-то заливчику, показавшемуся нам более-менее укромным. Ах, как мы ошибались.

Тут было мелко, и лодку мы поставили на 2 якоря. Маневрировал я на веслах. Тут сверху опять показалось два теплохода. Они прошли мимо нас и, как и раньше, я увидел волну, тянущуюся за первым танкером вдоль берега. Когда же она достигла нас, то все кругом пришло в движение: вся масса воды устремилась вслед за судном, якоря безбожно поползли, лодка села на ил, потом опять всплыла. Одно из весел, брошенных просто так висеть на уключинах за бортом, уперлось в дно, от чего погнулась подуключина. Я жутко занервничал, и после прохождения второго парохода тягун повторился. Стало очевидно, что стоять так нельзя. Нам пришлось поднять якоря и отправиться дальше.

Мимо проходит баржа
Мимо проходит баржа
Мимо проходит лайнер
Мимо проходит лайнер

Свирь
Свирь
Байдарку тянет волной
Байдарку тянет волной
Свирь
Свирь

Так мы добрались до реки Оять. Уже в сумерках мы осторожно зашли в нее и медленно двинулись вдоль нескончаемых рядов домов и причалов очередной деревни. На другом берегу виднелся не занятый участок, и мы решили встать там. Неподалеку в тишине летнего вечера катался на весельной лодке какой-то местный рыбак взад и вперед. Пару раз мимо прошли какие-то древние моторки. Видно было, как по Свири проходят суда вверх и вниз, светя в темноте своими огнями. Здесь же было абсолютно спокойно.

Петя заякорил тримаран с тузика
Петя заякорил тримаран с тузика
Оять
Оять

Вечер
Вечер
Рыбак на Ояти
Рыбак на Ояти
Река Оять
Река Оять

И все было бы совершенно идиллически, если бы не еще одна проблема, возникшая у нас вчера. Я забыл сказать об этом сразу, но у нас возникли какие-то неполадки с зарядным устройством Наташкиного ноутбука, на котором она работала. Сперва устройство то заряжало компьютер, то не заряжало, и к сегодняшнему вечеру сломалось совсем. В придачу на генераторе сгорела 12-вольтовая зарядка для нашего бортового аккумулятора. Наташке нужно было срочно доделывать работу, оплата за которую позволит нам двигаться дальше, а мне требовалось по ночам жечь клотиковый огонь, а днем — смотреть в навигатор. На сегодня мне заряда аккумулятора хватило, ноутбук же теперь даже не включался. В поселке, в который мы отправимся завтра, и который находится возле Мурманского шоссе, кроме бензина я собирался купить еще и аккумуляторный зарядник от 220 вольт.

Утром мы отправились в сторону моста. Карты Яндекса подсказывали, что в деревне неподалеку, как раз на Мурманской трассе есть заправка. Другой вопрос был в том, как до нее добраться. На себе тащить канистры нереально, а никакой местной службы такси среди тутошних деревень, идущих одним сплошным массивом мы не нашли. Оставалось, как и всегда, надеяться на удачу. И удача нам в очередной раз улыбнулась, когда мы напоролись на корягу в реке, и я решил поскорее причалить к берегу. В этом самом месте у воды расположилась какая-то компания явно нетрезвых людей с машиной.

Река Оять
Река Оять
Оять
Оять

Село Мошкино
Село Мошкино
Оять
Оять
Оять
Оять

Оять
Оять
Местные жители
Местные жители

Как и любая другая местная публика, эти люди сразу же жутко заинтересовались нашей лодкой, стали махать руками, показывая, где нам встать. После отдачи якорей я тут же запрыгнул в тузик, и с самыми корыстными мыслями отправился знакомиться с аборигенами. Разумеется, что мы быстро обо всем договорились за скромную плату плюс пол-литра спирта сверху. Через 10 минут я уже ехал на пассажирском сиденье машины местного жителя. Житель поведал мне о том, что пьяным у него получается ездить гораздо лучше, чем трезвым; как и все остальные, он расспрашивал меня о стоимости нашей лодки и удивлялся, узнав о том, что она самодельная и не имеет цены; на что-то жаловался, и так далее. Так мы добрались до заправки, потом зашли в продуктовый магазин и в магазин автозапчастей, где я купил зарядное устройство для аккумулятора. Теперь для полного счастья не хватало зарядника ноутбука, но в данной местности подходящих торговых точек не наблюдалось. Мы поехали назад.

Наташа
Наташа
Свирь
Свирь

Лес
Лес
Свирь
Свирь
Высокий берег
Высокий берег

Свирь
Свирь
Яхта
Яхта

Минут через 40 мы с Наташкой уже вовсю гнали вверх по Свири на полном ходу. После Ояти жилья становилось все меньше и меньше, и красивые песчано-сосновые берега постепенно пустели. Здесь река уже казалась нам более интересной и уютной. Теперь наша цель — Лодейное поле, где мы рассчитывали найти блок питания для компьютера. Погода стояла совершенно шикарная. Грело солнце, все было прекрасно. Иногда мы расходились со встречными пароходами, периодически нам попадались мотолодки, спешащие куда-то. Конечно, я волновался по поводу того, что почти сразу за Лодейным нас ожидала Нижнесвирская ГЭС со шлюзом. Да, я очень боялся этих шлюзов и вообще не представлял, как это так их можно проходить.

Свирь
Свирь
Свирь
Свирь

Лес
Лес
Лес
Лес

Рыбак
Рыбак
Лес
Лес

Вечером мы встали на якорь у острова Конева. Я хотел было на радостях зарядить аккумулятор. Завел, как обычно, генератор и включил в него свежекупленное устройство. Но тут случилось что-то странное: устройство с бешеной скоростью замигало всеми лампочками, после чего погасло и больше не подавало признаков жизни. Тотчас я полез в рундук с инструментами и извлек оттуда мультиметр. О да! При измерении напряжения в розетке генератора я увидел скачки от 100 до 400 вольт. Похоже, у нас теперь нет ни генератора, ни зарядного устройства уже севшего аккумулятора, ни зарядного устройства ноутбука. Все испорчено.

Чуть позже мы стали звонить родителям, прося денег в долг, чтобы купить новый генератор в Лодейном. Также я попросил маму поискать в Интернете, где его можно купить, а заодно — где там взять блок питания для ноута. К счастью все это нашлось, и более-менее успокоившиеся мы легли спать.

И опять прошла ночь, и настало утро. Снова мы шли вверх по течению к Лодейному полю. Добрались до цели мы где-то к полудню. Сначала появились дачи, затем пошел порт с кучей причалов, после которого нашлось местечко, в котором можно было встать на якоре. Как обычно, за нами наблюдали с берега местные дети, гулявшие возле реки.

Идем к Лодейному
Идем к Лодейному
Петя и Сева
Петя и Сева

Лодейное Поле
Лодейное Поле
Лодейное Поле
Лодейное Поле

Лодейное Поле
Лодейное Поле
Лодейное Поле
Лодейное Поле

Лодейное Поле
Лодейное Поле
Встали на якорь у города
Встали на якорь у города

Лодейное поле, как и подавляющее большинство небольших городов, встречающихся нам в разных путешествиях, оказалось наиприятнейшим местом. С огромнейшим удовольствием я прошел по центральной улице города и оказался возле железнодорожного вокзала — где-то тут должен находиться магазин садовой техники. Магазин нашелся быстро, и о чудо! В нем продавался совершенно замечательный генераторчик! Дешевый, маленький, и на удивление легкий. Двухтактный инверторный. Чтобы пойти с этим генератором обратно, мне даже не потребовалось вызывать такси. Я вновь шел по улицам, обнимая картонную коробку, и глазел по сторонам. Про себя, я конечно, злобно смеялся над теми дураками, которые не любят путешествовать по России. До чего же все тут было замечательно! Трехэтажные домики, дворики, магазинчики. Так я оказался возле маленького компьютерного магазина, который был закрыт на обед. Я позвонил по телефону, указанному на двери, и узнал у хозяйки, что зарядные устройства у них есть — надо просто немного подождать. Благо, за углом находился один из приветливых дворов с газонами и лавочками.

Пока я ожидал конца обеда, то успел пообщаться на тему генераторов и электроинструмента с каким-то местным мужичком. Он сетовал, что мой новый генер, де, слишком маленький и слабый, но я ему рассказывал, что он мне требуется на лодку, на которой все остальное тоже маленькое. Рассказывал про лодку и о том, как мы с Наташкой регулярно путешествуем. За разговорами время прошло незаметно. Я распрощался и пошел покупать блок питания.

Лодейное Поле
Лодейное Поле
Бревна
Бревна

Подходим к мосту
Подходим к мосту
За мостом
За мостом

Этим же вечером мы встали на якорь возле самого уреза воды в километре от Нижнесвирской ГЭС. К шлюзованию надлежало хорошо подготовиться. Местечко тут, на правом берегу Свири оказалось очень хорошим. Плотина и ворота шлюза лежали перед нами как на ладони, и я мог послушать все переговоры по радио и понаблюдать, как там шлюзуются большие суда. На берегу же, неподалеку от нас, в Свирь впадал небольшой ручей, до которого я сплавал на байдарке. Остальное пространство было занято густым непролазным лесом, потому собакам было где побегать вволю.

Когда я проснулся ночью от того, что услышал, как на стоящем на рейде сухогрузе какой-то начальник отдает команды матросам по громкой связи, то обнаружил, что мы обсохли. Да, я читал об этом раньше, что на Свири из-за работы системы шлюзов уровень воды сильно колеблется. Вот мы на это и попались. Вода явно продолжала уходить, и я пошел пытаться столкнуть лодку, чтобы она не лежала на камнях. Мне это удалось. Я отрегулировал длину якорной веревки и оттяжки на берег, после чего сосредоточился на наблюдении за судами. Мне это, конечно же, ничего не дало.

Следующим днем я заготовил две длинные отпорные палки метра по четыре, которые долго я сделал из каких-то кривых рябин. Долго и нудно шкурил их от коры. На пляже нашелся еще и какой-то старый гигантский гвоздь или костыль, который я загнул в форме крюка и закрепил веревкой на конце одно из палок — теперь она получила собственное имя — «Капитан Крюк». Эти палки нам понадобятся для того, чтобы отталкиваться от стенок шлюзовой камеры: там нужно будет как-то ошвартоваться веревкой к плавучему рыму, и отталкиваться от стенок, чтобы не повредить борта. Дальше я занялся кранцами, которые так же защитят нас от ударов. Точнее, это были недокранцы, а именно — пластиковые бутылки, наполненные водой и привязанные веревочками везде, где я ожидал ударов. Надо сказать, что на тримаране шлюзование мне представлялось вообще каким-то акробатическим номером, совершенно невыполнимым и абсолютно ужасным. Ну подумайте сами! Это же не однокорпусная лодка, которую можно оттолкнуть от стенки даже рукой. Это многокорпусник, которому нужно как-то балансировать, отталкиваясь от стены, находящейся в двух метрах от центрального корпуса. В общем, остаток дня я пребывал в сильном волнении.

Свирская ГЭС
Свирская ГЭС
Ночь на Свири
Ночь на Свири

У ГЭС
У ГЭС
У ГЭС
У ГЭС

ГЭС на Свири
ГЭС на Свири
У ГЭС
У ГЭС

Следующим утром я снова усиленно мандражировал. Так я мандражировал бы и дальше, но тут из рации раздался вызов от приближающегося катера. Стало понятно, что нужно собрать всю свою волю в кулак и готовиться идти вместе с этим катером. Диспетчер ему ответил, что сейчас в камере находится теплоход, идущий сверху, и поэтому ему придется подождать. В самом деле, ворота были закрыты и сверху над ними виднелась чья-то надстройка. Настала моя очередь связываться со шлюзом. Как это делать? Что говорить? Я неуверенно взял радиостанцию и поднес ее ко рту.

— Нижнесвирский шлюз Тримарану Севпростор — Кто вызывает Нижнесвирский? — Ээээ… Мммм…, - тут я понял, что «Тримаран Севпростор» - это слишком сложный позывной для передачи его по радио диспетчерам различных служб. Надо было срочно что-то придумать. Связь шла совсем не так, как я планировал, и поэтому я занервничал: Эмм… Маломерное судно! Р92-38ЛЯ…. Ээээ.. «Яхта 9238»! — и в самом деле, это было шикарной идеей.
— Яхта 9238 вызывал. Здравствуйте! Хочу отшлюзоваться снизу вверх.
— Хорошо, 9238, подходите к стеночке или встаньте на рейде. Пойдете с «Таргой» сразу после встречного — Принял, Нижнесвирский, спасибо, иду. Когда примерно то будет?
— Через пол часика.

Теперь нужно было действовать. Мы быстро собрались, я уложил в кокпите швартовую веревку. Тузик привязал прямо под бортом. Мы снялись с якорей и вышли на рейд, чтобы покрутиться там, пока нас не позовут. На самом деле, можно было и постоять на якоре, но я очень волновался. Так мы ходили на малом ходу взад и вперед. Я слушал, о чем разговаривает встречный теплоход с диспетчером. Наконец, ворота открылись, и сухогруз, влекомый буксирами, начал неторопливо выползать из камеры. Я напрягся еще сильнее. «Тарга, Буксир, мы по вашему борту пробежимся?» «Да не вопрос, Буксир» «Тарга, заходите в камеру, правым бортом за третий рым» «Принял, Нижнесвирский». «Яхта 9238, правым за тринадцатый». Наш час настал. «Принял, Нижнесвирский, правым за тринадцатый!». Мы направились к воротам. Тут откуда не возьмись появилась еще одна моторная яхта.

«Нижнесвирский, Яхта такая-то, отшлюзуйте нас левым бортом!» «Какие вы быстрые! А большем вам ничего не надо, Яхта?» «Ну мы связывались не на том канале, а тут, оказывается, на третьем надо. Мы не знали!» «Ладно, впредь предупреждайте заранее. Левым за третий». Диспетчеру явно не нравилась такая неожиданность. Я пропустил большой катер вперед и очень аккуратно пополз дальше. Надо заметить, что на водных путях царит какая-то совершенно запредельная вежливость во всем. Все переговоры всегда ведутся исключительно мягко и приветливо, все всем всегда желают удачи, спокойной вахты, хорошего перехода. Судоводители друг друга стараются предупреждать о маневрах. Данный катер, влезший в шлюз вперед меня, выглядел каким-то очень неотесанным и грубым. «Так, так! Яхта 9238, примите влево, куда вы идете!?» Я встрепенулся и понял, что направляюсь прямо к стенке канала, ведущего в камеру. Поправил курс.

Все уже швартовались, когда мы еще только подходили к нашему рыму. Опыта швартовки к стенкам у нас вообще никакого не было. Я старался делать все очень аккуратно, но все равно — со всей дури ударился о шершавый бетон носом. Не спасли даже кранцы. Но сильных повреждений, вроде не было. Главное, что лодка остановилась. Наташка в этот момент изловила рым своим крюком, а я схватил приготовленную веревку и побежал на аутригер. Веревка, конечно же, сразу запуталась, а тримаран начало разворачивать. Я с проклятиями распутывал веревочную бороду, пока Наташка пыталась удержать лодку у стенки. Наконец, все получилось: я накинул веревку на рым и отдал конец Наташке, стоящей на носу, чтобы она завязала его на утку. Вернулся в кокпит и завязал свой конец. Схватил палку и рацию. Мы принялись выравнивать лодку, отталкиваясь от стен. Гигантские стальные ворота у нас за спинами уже медленно закрывались. «Яхта 9238 ошвартована! …Простите, я просто в первый раз…» «Ничего, бывает. Внимание, Тарга, Моторная Яхта, 9238, следим за швартовами, наполняется камера»

И тотчас вода пришла в еле заметное движение, рымы со скрипом пошли вверх, и все находящиеся в шлюзе лодки — тоже начали подниматься. В целом, во всем происходящем не было абсолютно ничего страшного. Нужно просто научиться аккуратно подходить к стенке. Я глядел по сторонам и поражался масштабам этого сооружения. Какое же тут все огромное! Целая река засунута в бутонную коробку с железными воротами. Минут через 10 мы уже могли видеть над верхней кромкой ворот реку Свирь, уходящую вдаль где-то далеко внизу. Уж не знаю, какой тут перепад, но это действительно впечатляло. Впереди нас находился верхний затвор, который теперь опускался вниз под воду, открывая нам путь дальше вверх. «Шлюзование окончено» - сообщил диспетчер. Лодки отшвартовывались и благодарили работников шлюза. Отвязались и мы: «Нижнесвирский, огромное спасибо за шлюзование, спокойной вам вахты и всего хорошего!». Я включил ход, и мы двинулись дальше. И да, теперь шлюзование уже не казалось нам такой сложной процедурой.

ГЭС
ГЭС
Выходим из шлюза
Выходим из шлюза

Вышли из шлюза
Вышли из шлюза
Первое шлюзование прошло успешно
Первое шлюзование прошло успешно

Камера оставалась позади, и мы входили в небольшое водохранилище, за которым нас ждали Мадроги, потом еще несколько деревень, и, наконец — Подпорожье, где мы немного задержимся и пройдем Верхнесвирский шлюз. В этот самый момент у меня разрядился аккумулятор радиостанции. Я поставил его в базу чтобы зарядить, но ничего не происходило. Что же это такое? Опять поломка электроники. Как-то все это неспроста.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика