Путешествие от Приозерска до Архангельска на карте

Все про ладожско-беломорское путешествие:

Две недели на Ладоге

Концепция путешествия в этот раз получилась совсем не такой, как раньше: зарабатывать на поездку нам пришлось прямо в походе. На момент старта в Приозерске у нас было всего сорок литров бензина, пятьсот рублей в кармане и запас продуктов примерно на месяц. Поэтому почти весь наш поход Петя рулил, сидя в кокпите, а я в это время со всем удобством располагалась в каюте писала статьи на заказ, благо, маршрут проходил почти все время по населенным местам и почти везде ловил интернет.

Ладожское озеро ночью
Обалденный закат

На тримаране
Ладожское озеро

Тем не менее, зачастую все-таки приходилось останавливаться у населенных пунктов -- в местах более устойчивой связи и быстренько дописывать комплект текстов, пересылать их заказчику, дожидаться очередной партии денег, а затем двигаться вперед. Из-за этого шли мы достаточно медленно -- по Ладоге, например, катались аж две недели. За это время мы обошли почти половину озера, побывав на севере, северо-востоке, юго-востоке и юге. Из всего этого новым оказался только, пожалуй, остров Мантсинсаари и все что южнее него. В остальных местах мы уже бывали в прошлом году и подробно описывали увиденное

Дальше вы можете посмотреть видео, фотографии и почитать небольшой рассказ.

Путешествие мы в этот раз начали довольно поздно -- в Приозерске оказались только 18 июля. Уж больно много времени ушло на модернизацию тримарана и подготовку к походу. Тем не менее и закончили путешествие мы в этот раз значительно позже, чем обычно, финишировав в Архангельске только в начале октября.

Приехали в Приозерск
Готовимся снимать лодку с прицепа

Слип
Въезжаем на слип

Весь день стояла дикая жара, поэтому, пока мы собрали лодку, с нас сошло семь потов - пришлось даже несколько раз ходить к местному сторожу и клянчить у него питьевую воду - свою мы взять как-то не догадались. Встретили, кстати, одного знакомого катамаранщика, который как раз занимался сборами своего СП-50, чтобы всей семьей отправиться тусить по Ладоге. Мы даже договорились связаться впоследствии и пересечься, но не срослось.

Севка дико возбужден
Стёпа в волнении

Прицеп на слипе
Последние мгновения и лодка в воде

К счастью, сборы заняли у нас совсем немного времени. В отличие от катамарана, тримаран можно доставить к воде в полусобранном состоянии. На месте нужно лишь соединить пару секций, пристыковать аутригеры, поставить мачту, повесить мотор и закинуть в рундуки груз. Занимает все это не более пяти-шести часов. Катамаран, для сравнения, мы собирали более суток.

Наконец отчалили. Все дико довольны.
Выходим в озеро

От Приозерска мы дошли до островов Перя-Кильписарет и решили постоять там несколько дней, отдохнуть от долгих и изнурительных сборов и всей этой подготовки к путешествию. На удивление, на островах не было ни одного туриста, хотя в это время Ладога буквально кишит ими.

Острова Перя-Кильписарет

Конечно же, сразу после установки тримарана на якоре, мы решили испытать свою новую байдарку Хатанга Weekend 2, которую купили в качестве тузика. Замысел состоял в том, что тримаран в 99% случаев будет стоять на якоре, неподалеку от берега, а на сушу мы будем высаживаться с помощью байдарки. Такая идея оправдала себя на все сто -- нам больше не пришлось думать, как с риском для лодки подходить к берегу и тратить время на виртуозное причаливание. Теперь мы расчаливали тримаран на двух якорях в удобном и безопасном месте и спокойно оставляли лодку на воде, добираясь до берега на байдарочке.

Без Севы - никуда
Готовы к испытаниям байдарки

Поехали
К островам

Сева заинтересовался байдаркой сразу, но поначалу садился в нее с некоторой опаской. Однако, съездив разок на берег, он мгновенно в нее влюбился и в будущем, при первом удобном случае, старался в нее сесть с намеком, мол, "хозяин, чего мы тут сидим, пошли на сушу гулять!". С тех пор мы звали Севу не иначе как Капитан байдарки.

Наш тримаран и байдарка

Острова Перя-Кильписарет оказались очень живописными и уютными, с огромным удовольствием мы гуляли по ним, рыбачили, катались на байдарке по окрестностям.

Петя

Два товарища на байдарке

Закат

В один из дней Петя поставил на берегу палатку и организовал мне там натуральный офис. На воде связь хоть и ловилась, но интернет не работал, поэтому пришлось забраться повыше на острова и устроить мне рабочее место там.

Мокрый Степан
Степа

Ну красота же -- сидишь себе с ноутбуком, рядом фырчит генератор, на ближайшем дереве подвешен модем, а я такая, расположилась себе в палатке, работаю, и периодически отвлекаюсь, рассматривая чудеснейшие виды и наслаждаясь прекрасной погодой. Ради таких моментов стоит становиться фрилансером :)

Наташа
Ладожский мох

Перя-Кильписарет

А в перерывах между работой можно покататься на байдарке по окрестностям или попить чай, удобно разместившись на мягком мхе.

Наш тримаран
Возвращаемся на лодку

Встреча с тримараном

Однажды вечером в одном из проливов Перя-Кильписарет вдруг появился маленький тримаранчик под парусом. Между островов образовывалось заветерье, из-за чего лодка потеряла ход. Петя, было, вскочил в тузик, чтобы помочь ее единственному обитателю, но тот знаками показал, что он, мол, и сам справится. Петя вернулся на лодку, и через некоторое время тримаран подошел к нам.

На острова заехал гость
Петя

Тримаран заходит в гости

Рулевой обратился к Пете с просьбой ошвартоваться у нас под бортом, так как мы стояли на якорях прочно. Петя, конечно, был не против и пригласил гостя на чай. Так мы и познакомились.

Владельца тримарана звали Игорем, он оказался очень опытным человеком, много где походившим на разных лодках, и всегда хотевшим побывать тут у нас, на Ладоге. С этой целью он и приобрел данный трим -- очень интересную крохотную лодочку, отлично ходящую под парусом, и вполне достаточную для одного человека.

Высадились
Два тримарана

Игорь собирался идти на Валаам, но погода в последнее время не особо к этому располагала, поэтому он и решил временно остановиться тут. На следующий же день должно было образоваться окошко с удобным и не слишком сильным ветром.

Общаемся
Игорь заехал на чай

Мы долго беседовали, обсуждали лодки, и под вечер Игорь засобирался на берег, ставить свой лагерь. Петя отправился вместе с ним, чтобы помочь вытащить лодку на камни. Позднее, Петя до ночи застрял уже в гостях у него, где они пили коньяк и беседовали за жизнь. Данная встреча оставила у нас исключительно приятные воспоминания. Следующим днем мы расстались: Игорь направился к Валааму, а мы – к Лахденпохье.

Небольшой уютный островок

По пути к Лахденпохье мы решили не особо спешить и зарулили на один крайне приятный островок. В этот раз найти полностью необитаемые места нам не удалось -- вокруг так и сновали моторки, байдарки и прочие суда. На берегах стояли натуральные палаточные лагеря, явно обосновавшиеся тут надолго.

Чей-то лагерь
Рыбаки

Лахденпохские шхеры
Каменные острова

Север Ладоги
Ладожские отдыхающие

Ладожские скалы
Ладожская крачка

Тут обнаружился очередной плюс якорных стоянок -- теперь мы можем поставить тримаран абсолютно в любом месте, и чувствовать себя при этом если не в одиночестве, то по крайней мере в недоступности для людей.

В полной же мере мы это осознали неподалеку от Питкяранты -- лодку мы там ставили с видом на жилые дома и завод, в непосредственной близости от населенного берега и множества людей, и при этом чувствовали себя совершенно свободно и непринужденно -- ведь мы фактически находимся в собственном плавучем домике, в который не заявятся непрошеные гости, а мы можем делать абсолютно все что захочется, без особой оглядки на окружающих.

Причалили
Цветы на камнях

Тримаран

Мы поставили тримаран на якоре, а сами отправились на байдарке к ближайшему незанятому островку, где погуляли, попили чай, поснимали красивые видео и вообще приятно провели время, а затем снова вернулись в свой "плавучий домик", чтобы со всем удобством устроиться спать в уютной каюте.

Чай
Ладожский лес

Сева

Лахденпохские шхеры

В Лахденпохью мы решили зайти, дабы закупить продуктов на оставшиеся пятьсот рублей. Приобрели в итоге каких-то сладостей, хлеба и прочей ерунды. "Серьезной" еды у нас пока вполне хватало. Основная проблема была скорее с бензином, а деньги на него должны были поступить со дня на день.

Якимваарский залив
Наша байдарка Хатанга

Лахденпохья

Из-за того, что нам надо было быть на связи с заказчиками, мы решили отправиться туда, где интернет будет наверняка. Судя по прошлому году, в окрестностях Валаама -- то есть, на Крестовых и Байевых островах связь ловилась просто отлично, поэтому мы пошли именно туда.

Моторка
Ладожское озеро

Тем не менее, по пути решили зарулить на очередные незнакомые, но очень живописные острова, расположенные в Ладожских шхерах. Выглядят они просто потрясающе, гулять тут - одно удовольствие, невозможно остановиться и перестать фотографировать все подряд.

Берег

Ладога

Северная часть Ладожского озера
Островок

Тут мы побездельничали пару дней, после чего отправились дальше, к Крестовым островам.

Петя и Сева
Приуныл

Крестовые и Байевые острова

Ближе к полудню погода выправилась и постепенно стало настолько жарко, что даже захотелось искупаться, чуть ли не впервые за все пребывание на Ладоге. Что я и сделала, собственно.

Солнечный день

Лес
Острова Крестовые

Ладожская землянка

На Крестовых обнаружилась земляника -- вполне спелая и сладкая.

Оранжевый закат
Стоим на якоре

Здесь мы переночевали, а на следующий день решили переместиться в более безопасное место -- на Байевые острова, где есть бухточка, в которой можно не только спрятаться "как у Христа за пазухой", но и поймать интернет, по крайней мере в прошлом году он идеально там работал.

Байевые острова
Ладожская растительность

На Байевых Петя в очередной уже раз установил мне палаточный офис, где я крайне продуктивно потрудилась. Там мы провели еще пару дней, ожидая денег от заказчиков, но вредные заказчики, как сговорившись, задерживали выплаты и на счет не приходило ни копейки. Тем не менее, один человек наконец прислал небольшую сумму и у нас появилась возможность прикупить бензин и отправиться дальше.

Питкярантские шхеры

Шхеры

Ладожское озеро

В Питкяранте мы купили бензин и кое-какие продукты, но тут случилась новая напасть -- у Пети так прихватило спину, что он буквально не мог двигаться. Проблемы были и в предыдущие дни, но никогда боль не была такой сильной как сейчас.

Вернувшись из магазина, Петя просто лег в кокпите между рундуков, не в силах пошевелиться. У него прихватило спину, да так, что он только и смог по возвращении из города залезть в лодку, да там и упасть. Не менее часа он смотрел в небо и размышлял о том, когда же его, наконец, отпустит, и когда он сможет нормально шевелиться.

К счастью, в городе он купил кроме бензина мазь от спины, поэтому надежды на выздоровление были велики. Так, собственно и получилось, буквально пару дней нам пришлось постоять у Питкяранты на якоре, регулярно втирая мазь в спину, после чего боль совершенно волшебным образом затухла, а еще через несколько дней практически полностью прекратилась.

Полнолуние
Питкярантский целлюлозный завод

Ночь

Ночная Питкяранта

При первой возможности мы снялись с якоря и отправились дальше. Погода нас не баловала, но мы сильно уже задержались на Ладоге, поэтому как можно скорее хотелось двинуться дальше.

Крачка
Сева всматривается вдаль

Окрестности острова Мантсинсаари

По пути к Мантсинсаари погода испортилась, поэтому нам пришлось найти более-менее безопасное место в одном из заливчиков. Остров мы особо не обследовали, побродили лишь чуть-чуть по берегу. Не сказать, что тут сильно живописные места, гулять по ним -- особо не тянуло. Здесь мы постояли буквально день.

Берег острова Мантсинсаари

Облака как горы

Вечереет
Северо-восток Ладоги

После Мантсинсаари мы отправились на юг, но погода окончательно испортилась, что нам в очередной раз подкорректировало планы. Вставать пришлось в неудобном месте, буквально где придется -- в одном из первых попавшихся безопасных заливов. Там мы за пару дней переждали сильный ветродуй и дальше без каких-либо непредвиденных остановок добрались до Свири.

Южная часть Ладоги

В этой части Ладоги мы еще не бывали, однако, не можем сказать, что она сильно нас восхитила. Да, природа тут вполне приятная, но с севером Ладоги, конечно, не сравнить. Тем не менее закаты тут, отчего-то, оказались просто потрясающими.

Живность

Восточная часть Ладоги
Вот зачем весь этот дурацкий полиэтилен?

Иван-Чай
Клевер

Наша байдарка Хатанга
Ночная Ладога

Ладожская растительность

Наш тримаран на Ладоге
Восточная часть Ладоги

Начало шикарного заката
Закат разлился на пол неба

Один из сумасшедших закатов проводил нас, оставив напоследок крайне приятные впечатления от озера, после чего мы после двух недель крайне неторопливого путешествия покинули Ладогу и отправились к новым неизведанным местам.