Путешествие от Приозерска до Архангельска на карте

Все про ладожско-беломорское путешествие:

Свернуть

Осеннее Беломорье: от Гридино до Архангельска

С утра мы покинули Калгалакшу и аккуратно выбрались из губы под парусом и мотором. Затем двинулись на север, к Гридиной губе. В общем-то почти весь день прошел в непрерывном раскачивании на волнах, и единственным примечательным моментом стала только наша попытка подойти к весьма странному маяку на о.Луда-Нахконица.

Маяк Луда Нахконица
Маяк Луда Нахконица
Петя
Петя


Наташка заметила этот маяк и потребовала ее тут же высадить на остров. Я же, однако, таким желанием не горел, так как с моря по-прежнему шла большая зыбь и ветровая волна. Они бились о луду, осыпая скалы брызгами; тут же обнажались и подводные камни, на которых эти волны резко увеличивались и рушились.

Можно было бы и обойти остров, спрятавшись от моря, но этого мне тоже очень не хотелось делать, так как такой маневр привел бы к большим потерям времени – я очень хотел засветло дойти до Гридиной губы.

Белое море
Белое море
Позади проходит непогода
Позади проходит непогода
Белое море
Белое море

В итоге я попытался зайти прямо в лоб: Наташка пошла к якорю, а я самым малым ходом направился туда, где было меньше пены. В конце концов мое самообладание закончилось, я скомандовал отдать якорь, и уже через минуту мы зависли между каменными берегами луды и морем. Теперь, в таком положении, зыбь с волнами показались мне какими-то даже устрашающими. Наташка, в свою очередь, поняла, что высаживаться в данных условиях на байдарке тоже будет затруднительно, и ей не оставалось ничего, кроме как обругать меня за лень и отправиться на нос, поднимать якорь.

Белое море
Белое море
Гридина губа
Гридина губа
Гридина губа
Гридина губа

Ближе к вечеру, когда мы пересекали широкую Гридину губу, ветер затих. Пропала волна, а зыбь стала ниже. Поэтому мы быстро гнали под мотором, скатываясь с этой зыби, куда-нибудь в самый северный край губы, чтобы там переночевать среди множества мелких островков. Вскоре мы отдавали якорь в уютном защищенном месте.

Надо сказать, что природа в этом месте Гридиной губы очень сильно напоминала нам Ладогу. Все эти камни, мох и прочая растительность смотрелись как-то очень нетипично для Белого моря и буквально мироточили своей приторной слащавостью.

Гридина губа Белого моря
Гридина губа Белого моря
Гридинская губа
Гридинская губа
Гридинская губа
Гридинская губа

Вообще, сюда, вроде как можно подъехать на машине, поэтому всюду встречались следы пребывания человека и борьбы неких активистов с неизбежно возникающим от этого хаосом в виде мусора. В честности, я увидел большой короб из нержавеющей стали, аккуратно заполненный различными отбросами, собранными где-то тут.

Я смотрел на этот короб с вожделением, но все-таки понимал, что если я его сейчас порежу на листы, то волочь их до Архангельска будет просто не в чем – они не поместятся в нашу лодку. Бывают же дебилы на свете! Переводят такой драгоценный материал на мусорные бачки, а потом занимаются каким-то онанизмом со сбором мусора. Хотя, гораздо проще – например, разрушить дорогу и сжечь ничейные избы в округе. Собственно, именно так и поступают, например, ненцы. В результате никто никого ни в чем не ограничивает, но вредное влияние цивилизации сильно уменьшается.

Да, именно в тот момент меня осенило, что самая эффективная природоохрана – это не навязывание все новых и новых ограничений, а именно простое уничтожение любой инфраструктуры. Вся мировая практика в этой сфере сводится к введению бессчетного количества запретов, строительству заборов и шлагбаумов. Но достаточно просто разогнать к чертовой матери национальные парки с заповедниками и разрушить все дороги с постройками в тех местах, где антропогенное воздействие на окружающую природу слишком велико. При этом не потребовалось бы что-либо запрещать или ограничивать – случайные люди сами потеряли бы всякое желание добираться до труднодоступных мест. Я в последний раз оглядел это странное место и полез в тузик.

Гридинская губа
Гридинская губа
Гридинская губа Белого моря
Гридинская губа Белого моря
Гридинская губа
Гридинская губа


Утром мы отправились через Кандалакшский залив, на Терский берег, к деревне Оленица. Весь день напролет мы шли и шли по спокойному морю. Сначала я ждал, пока скроется из виду Карельский берег, и потом, когда он исчез, я ждал, когда же появится Терский. Первее всех показались горы мыса Турий, а потом вылезла из-за горизонта узкая полоска остальной суши. Показался маяк, стала заметной вышка сотовой связи, и потом я смог разглядеть деревню. Связь там была только МТС, поэтому никакого толку для нас в ней не было. Мы переночевали в губе возле Оленицы, и с утра двинулись на восток – к Кузомени.

Утка
Утка
Тюлень
Тюлень
Белое море
Белое море


Вообще, утро явно не предвещало ничего хорошего. Ветра не было, но стоял жуткий холод, а берег и море дальше от нас – окутывал густой туман. Очень не хотелось оказаться  в нем, так как я просто ненавижу ходить в тумане, когда становится еще холоднее и ничего вокруг не видно. Некоторое время мы так и шли по открытому пространству, но в конце концов я увидел серую стену в нескольких километрах впереди, в которую мы неминуемо упремся минут через тридцать. Так и случилось.

Последним, что мы видели, был маяк в Кашкаранцах, затем мы пересекли границу тумана и весь мир, окружающий нас, скрылся из виду.

Кашкаранский маяк
Кашкаранский маяк

Не помню, сколько времени мы так двигались, но погода явно ухудшалась. Появился ветер и небольшая волна. Как я уже говорил, ходить в тумане – удовольствие на любителя. Очень скоро я замерз окончательно, а удержание курса по компасу меня совсем утомило. По навигатору я видел, что где-то тут совсем скоро будет устье Варзуги, которое сейчас являлось для нас единственным надежным укрытием. И действительно, вскоре из немного поредевшего тумана выступил песчаный берег с какими-то избами на нем, послышался шум прибоя. Это, надо полагать, фактория возле Кузомени.

Река Варзуга
Река Варзуга


Навигационных карт этого места мы не имели, поэтому пришлось подходить по топографической километровке. Варзуга имеет очень узкое устье, образованное двумя песчаными мысами, и, конечно же, в море подле него на дне намыты косы, прохождение через которые представляет для нас опасность. Однако, как и в прочих местах, между всех этих кошек имеется и глубокий проход, который был примерно нарисован на карте, и в который нам предстояло попасть. С первого раза ничего не получилось, я зацепился рулем за песок и был вынужден в ужасе отходить обратно. Но потом, внимательно посмотрев на барашки на воде, я увидел, наконец русло. Мы обошли все опасности и скоро оказались между мысов, огораживающих реку от моря. Слева на берегу стояли машины местных, ожидающие переправы; справа располагалась фактория, по виду – обжитая. Наперерез нам от фактории к машинам по воде двигался понтон, влекомый моторной лодкой. Ну что же? Тут мы и будем дожидаться погоды. Тут ловилась мегафоновская связь, рядом стояла Кузомень – судя по всему, вполне большая и развитая деревня. Мест, где можно с комфортом остановиться, я видел множество.

Кузомень
Кузомень
Река Варзуга
Река Варзуга
Кузомень
Кузомень


Первым делом мы двинулись в деревню. Одна улица, вдоль которой стоят дома, все как обычно. Кругом песок, куча техники местных жителей, два магазина с богатым ассортиментом, строящаяся церковь. Почта не работает. На магазине огромный плакат, вещающий о том, что ловить рыб и охотиться здесь нельзя. В общем, хорошая полноценная деревня. Я поднялся на крылечко и зашел внутрь.

Пока я покупал всякие ништяки, то выяснил у продавщицы, что денег положить на телефон тут негде. Однако продавщица любезно согласилась оплатить нам связь со своей карты сбербанка, а я дал ей деньги наличными. Потом я сходил до другого магазина и вернулся на лодку. На стоянку мы встали, перебравшись на другой берег реки, и с этого момента началось мучительное и праздное ожидание погоды.

ГИМС на Варзуге
ГИМС на Варзуге


По счастью тут худо-бедно ловилась связь, и мы имели возможность скачивать прогнозы. Ветер в обозримом будущем нас нисколько не радовал: я планировал идти отсюда сразу на Зимний берег, но дуть должно было, как назло, в лицо, и причем, сильно. Поэтому мы все продолжали ждать. Ходили гулять по Кузоменьским пескам, готовили еду, просто тупили в лодке.

Река Варзуга
Река Варзуга
Река Варзуга
Река Варзуга

Кольский полуостров
Кольский полуостров
Кузоменьские пески
Кузоменьские пески

Побережье Белого моря
Побережье Белого моря

Пески севера
Пески севера
Круг на песке
Круг на песке

Кузоменьские пески
Кузоменьские пески
Мурманская область
Мурманская область

В один прекрасный день мне все-таки показалось, что можно выйти, и мы приготовились к переходу. В этот момент шел отлив, и вода из реки с большой скоростью устремлялась в море. Я так подумал, что это нам поможет перебраться через кошки даже в том случае, если мы где-то промахнемся мимо русла и мне придется заглушить мотор. Мол, течение нас в любом случае вынесет. Наташка подняла якоря, и мы двинулись к узкому устью.

Сначала все было замечательно, хотя я видел прямо отсюда, что погода сейчас не очень. Но по прогнозу-то все более-менее в порядке. Мы минули факторию и оказались в море. Конечно, возле берега, под защитой кошек вода оставалась относительно спокойной, но дальше русло читалось по белой пене и большим сулойным волнам. Остальное море казалось тоже вполне проходимым, хотя и несколько угрожающим. Тем не менее, я продолжал идти вперед, навстречу сулою. Первая волна, с которой мы столкнулись, оказалась высокой, но терпимой. Мы перевалились через нее без особых проблем. Вторая была уже немного повыше. Впереди я видел такие же, и надеялся, что все обойдется. Но вот возникла еще одна волна, которая вблизи выглядела как-то страшновато – с почти вертикальным фронтом, барашком сверху, выше нашей лодки раза в два. Наташка, торчавшая из люка и фотографировавшая окружающую обстановку, увидев эту волну, тут же нырнула в каюту и захлопнула за собой крышку, а я весь напрягся в ожидании удара.

Волна все ближе и вот, собственно, встреча. У меня было такое ощущение, что мы врезались в огромную пуховую подушку: лодка не смогла пробить такую толщу воды, а просто остановилась на месте, затем подалась назад, сделала свечку, задрав нос, и в следующий момент нас накрыло толстым слоем пенистой ледяной воды. Я испытал от этого легкий шок. Кокпит оказался заполненным водой, но что удивительно – у нас ничего не смыло и не оторвало, даже лежащий просто так на балках тузик. Лодка снова набирала ход, и снова к нам спереди подкатывалась очередная волна, в которую мы точно так же воткнулись, и которой были полностью накрыты со страшным грохотом.

Я понял, что больше не выдержу этого, и как только мы очутились во впадине между волн, я резко переложил руль и дал газу - лодка развернулась на месте. Мокрый, поджав хвост, я стремглав несся обратно наше убежище. Открылась каюта, из которой высунулась Наташка. Она мое решение одобряла, а еще сообщала, что люк она не закрыла полностью, и поэтому немного воды попало в каюту, но в целом все хорошо. Я очень радовался этому, потому как предвкушал переодевание в теплую одежду или вообще залезание в сухой спальник. Так и закончился наш сегодняшний переход.

Мы снова принялись ждать и с надеждой качать с сервера NOAA новые прогнозы. Разок мы отправились гулять вдоль небольшой речки, впадавшей в Варзугу рядом с местом нашей стоянки. Ландшафты нас окружали пустынные. Ближе к морю были сплошные пески, река так же текла в песчаном овраге, и на правом ее берегу, противоположном от нас, рос низкорослый, но густой лес. На левом берегу, по которому мы двигались, также встречались небольшие рощицы или травяные поляны. Но в целом ничего интересного я тут не наблюдал. Кое-где на песке виднелись медвежьи и собачьи следы, я нес ружье, а Наташка, как обычно, фотографировала пейзажи; собаки прочесывали местность вокруг. Никакой дичи тут мы не видели.

Приток Варзуги
Приток Варзуги
Терский берег
Терский берег

Вороника
Вороника
Кольский полуостров
Кольский полуостров

Оазис в песках
Оазис в песках

Природа Мурманской области
Природа Мурманской области
Природа Мурманской области
Природа Мурманской области

Приток Варзуги
Приток Варзуги
Природа Мурманской области
Природа Мурманской области


Прошел еще день, и, наконец, мы дождались. По всему складывалось, что если мы выйдем ночью по большой воде, то по спокойному морю сможем к утру добраться до Горла, а там, при умеренном юго-восточном ветре попробуем перепрыгнуть на другой берег. Еще затемно мы отправились в путь: на этот раз совершенно спокойно, без всяких сулоев покинули реку и вдоль берега направились на восток, туда, где полутора сотнях километрах впереди лежал Зимний берег. Постепенно посветлело. Небо заволокло тучами и раздул ветер. Но мы упорно двигались вперед. По прогнозу ожидалось что дуть будет 6-8 м/с, и, судя по всему, так все и было. Но из-за волн и течения наша скорость упала до 5 км/ч. Болтало сильно, я устал и начал задумываться о том, что при таком ходе мы просто впустую жжем бензин. В конце концов, я не выдержал и повернул обратно к Терскому берегу, который находился в 20 километрах севернее. Я предположил, что устье Стрельны послужит нам прекрасной стоянкой, и поэтому мы направились именно туда. Конечно, там находилась деревня и роскошная турбаза, что означало присутствие кучи народа, но выбирать сейчас не приходилось.

Когда курс относительно ветра стал полным, то лодка заскользила к цели по ветру и волнам с головокружительной скоростью. Уже через полтора часа мы аккуратно заходили в хорошо защищенную губу. Впереди за деревьями виднелись постройки рыболовной базы, а справа – стояла деревня Стрельна. Нежилая по карте, и вполне обжитая на самом деле.

Река Стрельна
Река Стрельна

Наш тримаран
Наш тримаран
Река Стрельна
Река Стрельна

При заходе в реку я начал цеплять рулем грунт, поэтому заглушил мотор и дальше толкал лодку с помощью шеста. В итоге мы остановились в каком-то мелком месте посреди губы. Возле деревни на берег выехало два желтых квадроцикла, их водители спешились, достали баллон пива и приглашающе замахали мне руками. Я принялся отвязывать тузик.

Ребята-квадроциклисты оказались местными рыбаками. Точнее, сами они были из Чапомы, а сюда приезжали как на дачу. Вообще вся Стрельна – чисто дачная, постоянных жителей тут нет, но домами владеют жители окрестных деревень или горожане из какого-нибудь Мурманска. Однако здесь по просьбе может сделать остановку рейсовый вертолет; также сюда летает, естественно, и вертолет турбазы. От Варзуги досюда и дальше в Чапому идет нормальная дорога, по которой, как я понял, можно проехать даже на легковой машине, не говоря уже о квадриках и прочей специальной технике. Эх, покататься бы тут на колясыче! Рыбаки настоятельно рекомендовали мне переставить лодку сюда, под берег, на котором мы сейчас разговаривали – мол, тут глубоко, не обсохнет, камней нет, и вообще. Так я и решил сделать, на чем и распрощался с гостеприимными местными.

Стрельна
Стрельна
Село Стрельна
Село Стрельна

Белое море
Белое море
Камбала сушится
Камбала сушится

Местный житель
Местный житель

Берегите природу
Берегите природу
Стрельна
Стрельна

K5001299
K5001299
Надгробие
Надгробие


Позднее, когда мы ходили за водой, нас пригласили в гости покушать и погреться другие люди. От них мы узнали много интересного про Стрельну. Они показывали нам старые фотографии своих давно умерших родичей, виды деревни – такой, какой она была десятки лет назад. Дом, в котором жила эта семья, имел весьма богатую обстановку, да и снаружи выглядел хорошо. Это в очередной раз подтверждало, что северные жители живут очень даже неплохо. Да и где это видано на Земле, чтобы простые крестьяне-рыбаки гоняли на огромных квадриках, вместо ржавых каракатов?

Родник
Родник
Лесотундра Кольского
Лесотундра Кольского

Стрельна
Стрельна
Стрельна
Стрельна

Стрельна
Стрельна

Дорога к водопадам
Дорога к водопадам
Заброшенная техника
Заброшенная техника

Дорога
Дорога
Дорога
Дорога

В Стрельне мы переночевали. На следующий день сходили поглазеть на стрельнинский водопад. Конечно, зрелище впечатляющее, но уж очень коммерциализированное. На берегу я видел платных рыбаков с турбазы, которые ловили там что-то нахлыстом. Над водопадом на скале стояла беседка, в которой имелась даже специально приготовленная посуда, рядом находился очаг со всеми приблудами для приготовления изысканной рыбы на огне, а через все щели в камнях были перекинуты деревянные переходы.

Река Стрельна
Река Стрельна

Река Стрельна
Река Стрельна
Река Стрельна
Река Стрельна

Петя с Севой
Петя с Севой
Наташа
Наташа

Водопады на Стрельне
Водопады на Стрельне


По прогнозу получалось, что мы должны будем покинуть это место сегодняшней ночью. Фактически это будет последней возможностью покинуть Терский берег в обозримом будущем. Дальше станет хуже, начнется непогода. У нас станет еще меньше бензина, который так или иначе расходуется даже на стоянках для генератора; у нас закончится и еда. Исходя из полученного еще в Кузомени прогноза, я планировал стартовать в 4 утра и идти прямиком к Зимнегорскому мысу на Зимнем берегу. Далее к утру из Горла должен будет раздуть сильный северо-восточный ветер, но по моим расчетам, к тому времени мы уже укроемся под Зимнегорским, и вдоль берега пойдем на юг, к Северной Двине. А там уж – как получится. Так как старт намечался на малую воду, мы заранее вывели лодку в море и встали в полукилометре от берега. Я проверил наличие бензина, убедился, что его, действительно, в обрез, и с этим мы легли спать.

После того, как в кромешной темноте я поднял якоря и лег на курс, все шло по плану. Ветер дул очень слабый, я даже не помню, с какого направления. Мы шли к мысу Зимнегорскому, до которого было километров 80, Наташка пока еще даже не проснулась. Только Сева, как всегда, сидел рядом со мной в кокпите. Мой план предусматривал различные варианты развития событий: к счастью, Белое море не очень большое, и поэтому, что бы ни случилось, мы в любом случае куда-то уйдем. В конце концов, думал я, - если мы даже не успеем дойти до Зимнего берега до начала шторма, мы всегда сможем повернуть к Летнему берегу и шикарно дойти до него по ветру, хоть без парусов и без мотора. Но все шло как по маслу. Потом погода стала потихоньку портится, точь-в-точь как и предсказывал прогноз.

К утру, когда уже светало, ветер раздул совсем сильно, но идти это не мешало. Белое море имеет отвратительный характер, и тут всегда творится какое-то безобразие с волнами. Поэтому одна волна подгоняла нас, идя из моря; другая била в борт, идя из Горла; и третья прикатывалась откуда-то из Двинского залива. Нас болтало все сильнее и сильнее, но шли мы с поистине головокружительной скоростью. Иногда, на гребнях попутных волн мотор страшно взревывал, и тогда мы разгонялись аж до 20 км/ч. Наташка к тому времени уже встала, но я не пускал ее подменять меня, так как был сильно напряжен и не хотел терять контроля над лодкой. Тем временем, северо-восточный ветер раздувал все сильнее, и море вокруг нас постепенно покрывалось все большим и большим количеством пены.

Наконец, впереди, из под низких белых туч, в расступившейся пелене дождя, шедшего где-то там перед нами открылся мыс Зимнегорский. Абсолютно ровная и неинтересная круча, лишенная каких-либо заливов. Такая негостеприимная вблизи, но отсюда выглядящая как желанная цель. Я понял, что все самое сложное позади, и пусть мы сейчас находимся в довольно опасной ситуации, все остальное теперь сущие мелочи. Справа я заметил буксир, толкающий перед собой баржу по направлению от Архангельска. Стремглав мы перешли фарватер, и продолжили идти вперед в клочьях пены и брызг.

Вот тут вот я вдруг заметил то, что меня беспокоило всю дорогу. У нас постоянно раздавались какие-то стуки и скрипы с наветренного борта, и сейчас я увидел, что, оказывается, разболталось крепление поплавка к кормовой балке. Пришлось Наталье сесть на руль, а я, вооружившись ключами, полез на балку затягивать болты. Кое-как раскорячившись, я думал о том, что главное сейчас – это не уронить ключ в воду. Но в итоге я ничего не потерял, затянул болты, и теперь никто из нас не слышал никаких посторонних звуков, кроме ударов волн о борта.

Через часок мы приблизились вплотную к берегу. Море здесь было почти что спокойным, и сохранялась только попутная волна, подгонявшая нас. Со спокойным сердцем я отправился в каюту греться у печки и спать. Наташка осталась рулить.

Маяк Мудьюг
Маяк Мудьюг
Маяк в Двинской губе
Маяк в Двинской губе

Двинская губа
Двинская губа
Двинский залив
Двинский залив

Северная Двина
Северная Двина
Северная Двина
Северная Двина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика