От Ладоги до Белого моря

В 2015 мы ходили на нашем тримаране от Приозерска, что на Ладожском озере до Архангельска. Путешествие получилось очень неторопливым и весьма странным, но не смотря ни на что - оно увенчалось успехом. Как всегда мы стартовали очень поздно, в конце июля, так как нам мешали всевозможные обстоятельства. Непосредственно во время путешествия Наталье приходилось зарабатывать для нас деньги, чтобы мы могли идти дальше, покупая топливо и продукты.

Изначально планировалось идти до Архангельска по Северо-Двинской водной системе, однако, дойдя до Северо-Двинского канала мы встали перед фактом, что в реке Сухоне, соединяющей этот канал с Северной Двиной нету достаточного количества воды. Мы были вынуждены повернуть обратно, вернуться на Онежское озеро и пойти на Белое море по Беломоро-Балтийскому каналу. Добравшись таким образом до моря, мы обошли его "внутреннюю часть" (Карельский берег, Терский берег от Оленицы до Стрельны, Зимний берег от м.Зимнегорского) кругом, и в первых числах октября пришли в Архангельск. Сейчас наша лодка зимует там, дожидаясь следующей навигации.

Путешествие от Приозерска до Архангельска на карте

Все про ладожско-беломорское путешествие:

Две недели на Ладоге

Концепция путешествия в этот раз получилась совсем не такой, как раньше: зарабатывать на поездку нам пришлось прямо в походе. На момент старта в Приозерске у нас было всего сорок литров бензина, пятьсот рублей в кармане и запас продуктов примерно на месяц. Поэтому почти весь наш поход Петя рулил, сидя в кокпите, а я в это время со всем удобством располагалась в каюте писала статьи на заказ, благо, маршрут проходил почти все время по населенным местам и почти везде ловил интернет.

Ладожское озеро ночью
Обалденный закат

Первое шлюзование на Свири

Легкий ветерок медленно продвигал нашу посудину к устью Свири. Руль был застопорен с помощью веревочных завязочек, Наташка работала в каюте, писала статьи, а я в кокпите пытался задремать. Делать все равно нечего — я уже и готовил, и наводил порядок, но теперь оставалось только развалиться в проходе между рундуков, чтобы как-то убить время. Смотреть вокруг было абсолютно не на что: полоска леса в нескольких километрах слева, и матовая рябь на воде вокруг.

На той полоске суши, которая в течение нескольких последних часов разрасталась у нас по курсу и становилась более явной, вылезая все больше из-за горизонта, стали различимы отдельные детали. Вскоре я смог разглядеть даже буи, обозначавшие судовой ход. Ну, вот она, Свирь.

Вешки
Идем по реке

Из Свири в Онежское озеро

Во время перехода мы не видели почти ничего интересного: достаточно однообразные, поросшие лесом берега, рыбаки, деревеньки. Ночевали мы около Усланки, где река становилась узкой, а течение, соответственно, ускорялось.

Степа
Вепский лес

Переход по Волго-Балту до Белого озера

Ночь выдалась холодной, поэтому, когда я встал с рассветом, все в кокпите было мокрым от густой и совершенно ледяной на ощупь росы. Однако я предполагал, что день сегодняшний будет столь же жарким, как и вчерашний, поэтому расстраиваться не стал, и только напялил на себя всю имеющуюся под рукой теплую одежду, включая зимние бахилы. Наташку я решил не будить, и снялся с якоря самостоятельно.

Онего
Закат

В Северо-Двинский канал и обратно

Покинув Белое озеро, мы шли несколько часов по Шексне и, утомившись, встали возле живописного островка неподалеку от Гориц. На самом деле, тогда мы еще не знали о том, что тут рядом находится этот городок, и мне казалось, что мы окружены только лишь небольшими уютными деревнями, которые виднелись там и тут. Поставив лодку на якорь, мы с Наташкой и собаками первым делом отправились погулять на островок. Он был сухим, высоким, поросшим лесом.

Островок
Река Шексна

Переход по Онежскому озеру

Если вам вдруг интересно, что же такое случилось на Вытегорском водохранилище, то я скажу вам, что ничего интересного не было. Когда я вылез и начал ругаться в темноту — оказалось, что в моей веревке запутались двое местных нетрезвых рыбаков на крошечной надувной лодке. Выпутавшись, они подошли к нам под борт, угостили меня пивом, и мы мило побеседовали о том, о сём. Самое веселое случилось в тот момент, когда рыбаки распрощались со мной и судоводитель принялся дергать стартер своего мотора. Мотор никак не хотел заводиться, лодка раскачалась, и один из аборигенов вывалился из нее прямо в воду. Но пока я бегал за спасжилетом и отвязывал байдарку, чтобы спасти бедолагу, тот уже влез обратно в их тузик, и вскорости они отбыли восвояси.

Мы же снялись с якорей днем позже. Однако сразу пойти через Онегу мы не смогли, так как в тот день сильно раздуло. На озере вообще заштормило, и стоило нам приблизиться к устью, как мы сразу же передумали идти вперед, и остановились возле деревни, стоящей там же.

Дымка рассеивается
Онежское озеро

Переход по Беломорканалу

Когда в Повенецкой губе мне, наконец, удалось связаться с работницей первого шлюза, в эфире тут же появился диспетчер движения, который начал задавать стандартные вопросы о маршруте, судовладельце и тому подобном. Работница шлюза при этом поторапливала меня, чтобы я подоспел к ним вместе с попутным буксиром — он, как было видно, уже подходил к самым воротам камеры. Но тут диспетчер движения задал самый главный вопрос: «А атлас-то у вас есть?»

Повенец
Шлюз № 1

Белое море: от Беломорска до губы Воньга

Я опустил за борт руку, обмакнул ее в бурлящую воду и облизал палец. Вода по-прежнему была пресной, хотя и Беломорск отсюда уже виднелся как какая-то невразумительная куча построек, а шлюза, из которого мы вышли полчаса назад, было не различить. Да, внутренне я ликовал. Теперь мы в море, мы на свободе!

Беломорск

Осеннее Беломорье: от Гридино до Архангельска

С утра мы покинули Калгалакшу и аккуратно выбрались из губы под парусом и мотором. Затем двинулись на север, к Гридиной губе. В общем-то почти весь день прошел в непрерывном раскачивании на волнах, и единственным примечательным моментом стала только наша попытка подойти к весьма странному маяку на о.Луда-Нахконица.

Маяк Луда Нахконица
Петя

Наташка заметила этот маяк и потребовала ее тут же высадить на остров. Я же, однако, таким желанием не горел, так как с моря по-прежнему шла большая зыбь и ветровая волна. Они бились о луду, осыпая скалы брызгами; тут же обнажались и подводные камни, на которых эти волны резко увеличивались и рушились.