Новоземельский поход на карте

Все про это путешествие:

Свернуть

Остров Мудьюг

В бинокль на Мудьюге прекрасно виднелся задний створный знак возле старого черного маяка, какие-то строения, и главное – большой дом метеостанции, которая нам и была нужна. Прочитать береговую линию пока не получалось, поэтому Наташка заранее полезла на нос, а я все пытаться взобраться на лодке выше по ветру. Наконец, меня окончательно утомило это дело, я крикнул, что можно отдавать якорь, а сам полез на корму поднимать перо руля.

Створный знак
Створный знак "Черная башня"
Памятник
Памятник

Нашей целью сейчас была эта самая станция, где мы собирались встретиться с Анатолием Исуповым, нашим давним знакомым, временно исполняющим обязанности начальника. В Архангельске, оставшемся позади сегодня ночью, жена Анатолия выдала нам две коробки с различной едой, которые мы намеревались передать ему в ближайшее время. С Анатолием мы познакомились еще в 2009 году, на Белом Носу, когда мы заходили на тамошнюю полярную станцию. Потом мы еще раз заходили на метеостанцию в 2010, затем просто общались в интернете, а теперь вновь собрались встретиться вживую, но уже в новом месте. Сейчас оставалось только подождать несколько часов до полной воды, чтобы без проблем зайти в небольшой заливчик, видневшийся отсюда.

Днем мы снялись с якоря и аккуратно двинулись вперед, пробираясь между кошек. На песчаный пляж неспешно вышел человек, и я почему-то сразу подумал, что это Анатолий, даже не успев поднести бинокль к глазам. Да, это действительно он! Анатолий жестами пытался нам показать, как сюда нужно заходить, однако, я так ничего и не понял. В конце концов, мы отдали якорь метрах в ста пятидесяти от берега. Все, теперь-то приехали. Я спихнул байдарку в воду и принялся грузить в нее размокшие разваливающиеся коробки.

Мудьюг
Мудьюг
На острове
На острове

Мимо мареографа
Мимо мареографа
Лодка осталась на якоре
Лодка осталась на якоре

Через полчаса мы очутились на аккуратно выкрашенной и чисто вымытой кухне этой образцово-показательной станции. Вообще, тут работало трое специалистов, но в данный момент кроме нас присутствовали только двое: Анатолий да Тимур. Виталий — третий работник, спал после своей суточной вахты.

С удовольствием мы слушали рассказы их обоих, иногда говорили что-то о себе, вспоминали Белый Нос. Тимур приволок откуда-то свой ноутбук, чтобы поделиться с нами своими фильмами, и пока те переписывались, принялся показывать фотографии. Тут он вдруг вспомнил, что в 2010 году, когда еще работал на Константиновском Носу, встретил туристов, направляющихся на Вайгач на надувном катамаране.

Прихожая
Прихожая
Кухня
Кухня

Тот самый Альбатрос
Тот самый Альбатрос
Виталий
Виталий

Я почему-то сразу понял о ком идет речь. Тимур полистал свои фотографии, нашел нужную и показал ее мне. И действительно, на экране красовался знакомый мне, запиленный до неузнаваемости «Альбатрос» и три довольные физиономии, обладателем одной из которых был Андрей Литвинов. А кто же еще это мог быть! Мы уже даже не удивляемся тому, что путешествующие по полярным морям туристы, о которых нам рассказывают местные, обязательно оказываются нашими виртуальными знакомыми или даже вполне реальными друзьями.

За бесконечными чаями Анатолий перешел к рассказам о рыбалке – я помнил еще с Белого Носа, что о рыбе он может говорить долго и очень захватывающе. Вот и тут он все больше и больше распалялся, вспоминая истории из своей насыщенной тысячами рыбалок жизни. Анатолий отчаянно жестикулировал, как артист в театре одного актера, показывал нам целые пантомимы, строя различные гримасы и рисуя в воздухе руками целые пейзажи. Мы все сидели, с благоговением и интересом внимая ему и одним глазом поглядывая в телевизор, где толпы оборванных зомби преследовали голливудского актера.

Метеостанция Мудьюг
Метеостанция Мудьюг
Станция
Станция

Беседуем
Беседуем
Воот такая рыба)
Воот такая рыба)

В какой-то момент Наташка отправилась исследовать окрестности, а я продолжил общаться с мужчинами. По возвращении она рассказала, как встретила двух смешных собак, охранявших расположенную по соседству Прибрежную СУДС (систему управления движением судов).

Когда-то для обеспечения навигационной безопасности на море создавались отдельные посты управления движением судов (ПУД). Однако в последние десятилетия организуются целые комплексы, называемые СУДС, оснащенные всем необходимым по последнему слову техники. Где-то внутри, на диспетчерском посту сидит оператор, который все видит на экране РЛС, все записывает, и руководит судоходством в данном районе. Переговоры между диспетчером и судами я уже слышал сегодня утром на разных каналах УКВ-связи.

Посторонним вход запрещен
Посторонним вход запрещен
Охранник
Охранник

Лайка некусайка
Лайка некусайка
Объект под охраной
Объект под охраной

В строения местной СУДС и на огороженную территорию Наташка, конечно, не заходила, а просто прогулялась рядышком — никто ее оттуда не прогонял. Только один из псов неотступно следовал за ней и грозно полаивал, пока она шла к старому створному знаку — так называемой «Черной Башне». Там же были и заброшенные полуразрушенные строения, в которых, судя по всему, когда-то проживали маячники. По словам Тимура, «башня» была закрыта, поэтому и наверх подняться, к сожалению, не удалось. А жаль. Фотографии вышли бы интересные.

СТроения СУДС
СТроения СУДС
СУДС
СУДС

СУДС
СУДС
Причал
Причал

Так же на Мудьюге есть еще и «Белая Башня» — действующий маяк. Его мы мимоходом посещали в прошлом году. Фотографировать его разрешили только с определенного ракурса, дабы не выдать ненароком какие-то тайны. А вот «Черную Башню» — хоть обфотографируй.

Кстати, пару лет назад недалеко от Черной башни на берегу нашли снаряд, принесенный туда морем во время прилива. Во времена Интервенции у берегов Мудьюга происходило сражение с английскими судами, а в 1924-1925 годах здесь отдыхал на стоянке крейсер «Аврора», в честь которого тут даже имеется памятная табличка. Так что наличие военных артефактов совсем не удивляет.

Памятная табличка
Памятная табличка
Селфи
Селфи

Ракета)
Ракета)
Соседи
Соседи

История створного знака «Черная Башня» довольно интересна. До XVIII по Сухому морю (проливу между Мудьюгом и материком) суда «шли, так сказать, ощупью к городу, становясь часто на мель. Даже и под проводкой лоцмана безопасность пути гарантировалась слабо». В 1729 году Адмиралтейств-коллегия приказала «велеть о строении при архангельском порте на Мудьюгском острове каменных башен в пристойных местах». В 1818 году на острове установили два створных деревянных знака, которые указывали подходящим сюда судам фарватер.

После постройки в 1838 году Мудьюгского маяка «Белая Башня» мель оказалась огражденной его светом, и створ перенесли южнее. Старые обветшавшие знаки заменили небольшими деревянными башенками. Гидрографический департамент настаивал на постройке световых знаков, однако вышестоящие органы их не одобрили. Из-за этого в одном только 1869 году в условиях плохой видимости погибло четыре судна. При наличии створных огней такого бы не случилось. В итоге башни все-таки решили осветить и в 1874 года створ светящих башен начал действовать.

Когда башни еще не были светящими, за ними присматривали стражники погранзаставы, располагавшейся невдалеке. С возведением светящих башен, для их обслуживания пришлось нанимать специальную команду из пяти человек. Для личного состава были выстроены два жилых флигеля и складские помещения.

На берегу моря в районе башен установили футшток. Возможно, вот этот самый мареограф (прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря), стоящий сейчас покосившейся развалиной в заливчике возле метеостанции — именно тот самый футшток и есть. В настоящий момент мареограф уже не используется, т.к. метеорологи на Мудьюге применяют другие приборы. То есть, возможно, этому не сильно примечательному, хотя и живописному домику, уже более ста лет. Хотя, может быть это и другой мареограф, точно утверждать, что это тот самый футшток – мы не можем.

Мареограф на Мудьюге
Мареограф на Мудьюге
Тучи комаров
Тучи комаров

Мудьюг
Мудьюг
Остров Мудьюг
Остров Мудьюг

С началом Первой мировой войны башни сожгли, чтобы противник не мог воспользоваться ими, а в 1916-1917 годах, когда угроза нападения противника на Архангельск миновала, на месте разрушенных башен возвели новые. Тогда же началась гражданская и иностранная интервенция. Маячникам в те годы приходилось бороться еще и с голодом. Провизию на остров не доставляли, и приходилось питаться только старой негодной солониной. Как сообщал смотритель в Соломбалу, «ее можно есть, если хорошо почистить и долго-долго варить (запах уменьшается)». В 1922 году жизнь на маяке, наконец, наладилась. Для служащих были выстроены новый дом, баня, кладовая и хлев для скота.

Маячные здания
Маячные здания
Черная башня
Черная башня

Какие-то бывшие постройки
Какие-то бывшие постройки
Море подходит все ближе
Море подходит все ближе

В советское время маячные башни еще раз перестроили. В настоящее время на месте передней башни створа стоит самый обыкновенный трапециевидный щит, красный с белой полосой, с красным огнем постоянного света.

На месте задней башни на таком же знаке возведен белый прямоугольный щит с красной полосой, постоянными красным и белым огнями. Снизу видно, что наверху заднего створа стоят красные радиоотражатели, чем-то похожие на языки пламени. Где-то там же помещается и радиомаяк.

В 1996 году «черная башня» была признана памятником инженерной архитектуры и поморской культуры. Сейчас она, вроде как, числится за управлением военной гидрографии.

Вечером мы ушли ночевать на лодку, которая к нашему приходу стояла на осушке. Нам даже не понадобилась байдарка — мы дошли до тримарана пешком.

Идем к лодке
Идем к лодке
Белое море
Белое море

Остров Мудьюг
Остров Мудьюг
На отливе
На отливе

Утром мы снова отправились в гости, а после обеда решили прогуляться вдоль берега до бывшего концлагеря и устроенного там заброшенного музея. Тимур уже бывал в этом лагере и рассказывал много интересного, показывая заодно и кое-какие фотографии.

Пока мы шли к строениям Мудьюгского концентрационного лагеря, с моря, из-под наползающих темных туч, раздул сильнейший шквал. Сперва нас засыпало песком, а затем полил ливень, мгновенно намочивший до нитки всю нашу одежду. Мы попытались ускорить шаг, чтобы поскорее добраться до места, но это уже не принесло никакого облегчения. Однако стоило нам проникнуть в первый из бараков, как дождь тут же прекратился.

Остров Мудьюг
Остров Мудьюг
Морем приносит торф
Морем приносит торф

Идет дождь
Идет дождь
Шквал
Шквал

Про этот лагерь много писать не будем, так как в интернете можно найти кучу подробнейшей информации о нем. Расскажу в общих чертах. Итак, концлагерь был создан иностранными военными интервентами в августе 1918 года для содержания в нем русских военнопленных. С июня 1919 года начал использоваться как ссыльно-каторжная тюрьма.

Стела
Стела
Лес
Лес

Мудьюгский концентрационный лагерь
Мудьюгский концентрационный лагерь
Строения концлагеря
Строения концлагеря

В сентябре 1919 года в лагере вспыхнуло восстание, часть заключенных бежала. У маячных башен завязалась перестрелка, в которой приняли участие, наряду с тюремной охраной, и маячники, защищавшие свои кладовые. Более пятидесяти человек сумели прорвать проволоку и под пулемётным огнём с Чёрной башни бежали. Тридцать два человека успешно выбрались на материк, и вышли в расположение Красной Армии. Одиннадцать человек были убиты при подавлении восстания, тринадцать расстреляны на следующий день по приговору военно-полевого суда.

Бывший концлагерь интервентов
Бывший концлагерь интервентов
Лагерь
Лагерь

Колючая проволока
Колючая проволока
Барак
Барак

Сразу же после этого лагерь перевели в Йоканьгу, на Кольский полуостров. Ликвидирован он был в феврале 1920 года. Считается, что в мудьюгском концлагере в общей сложности побывало более тысячи человек, из которых расстреляно и погибло от болезней то ли двести, то ли около трехсот человек.

Кстати, вспомнилась история, так же связанная с лагерем и с похожим числом погибших. Правда, лагерь тот был частью ГУЛАГа. Во времена Второй Мировой войны, в 1942 году, в соседнем Баренцевом море, у острова Матвеев, при транспортировке заключенных Югорского ГУЛАГа на побережье, неожиданно всплывшая немецкая подводка атаковала конвой, в результате чего из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули либо погибли в ходе артиллерийского обстрела.

Стела
Стела
Памятник
Памятник

Памятник
Памятник
Мудьюг
Мудьюг

На Мудьюге нынче — единственный концлагерь времён Первой мировой войны, постройки которого сохранились до наших дней. В 1934 году тут даже был открыт музей. Поначалу его называли музеем революции Северной области, но в 1938 году после объединения с Архангельским областным краеведческим музеем, стали называть «Музеем каторги». В 1940 году он был законсервирован из-за размещения на острове войсковой части ПВО, потом его вновь открыли 15 июня 1973 года, а потом, подозреваю, что в 90-е годы, его снова закрыли.

В музее
В музее
Бывший музей революции Северной области
Бывший музей революции Северной области

Музей каторги
Музей каторги
Стенд
Стенд

Несмотря на активную посещаемость острова туристами и рыбаками, лагерные постройки до сих пор имеют приличный вид и даже хранят кое-какие артефакты — мебель, стенды и т.п. Собственно, из построек тут остались два барака, карцер, вышки с ограждениями из колючей проволоки и два американских орудия.

Не сказать, что это место произвело на нас хоть какое-то впечатление. Возможно, именно из-за того, что за долгие годы лагерь был выхолощен работниками музея и превращен в какой-то показушный «историко-культурный» объект с плакатами, красиво расположенными у входа пушками и монструозным 24-метровым памятником 1958 года постройки.

Опять дождь
Опять дождь
Мудьюг
Мудьюг

Мудьюг
Мудьюг
Створный знак
Створный знак

По возвращении обратно мы направились прямиком на лодку. И я сразу обратил внимание, что стоит она как-то не так, как мы ее оставляли. Она теперь виднелась явно дальше от берега. С учетом того, какой силы и откуда дул шквал, я понял, что ее стащило ветром и течением. Ведь иногда при сильном течении якоря могут ползать даже без всякого ветра. В одиночку я поскорее отправился туда на байдарке, Наташка же пошла сушиться на метеостанцию, так как не разделяла моего беспокойства.

Мудьюг
Мудьюг
Станция
Станция

Строения станции
Строения станции
Мудьюг
Мудьюг

Оказавшись на лодке, я увидел, что веревки обоих якорей, и в самом деле, перепутались. Сами якоря стояли не там, где мы их ставили. Пришлось мне сняться, завести мотор и попытаться переставиться ближе к берегу, в глубокую промоину, на которую нам указывал Анатолий. Однако сделать мне это не удалось, так как я быстро посадил лодку на кошку. Так как я и так был полностью мокрым от прошедшего дождя, то без всякой задней мысли соскочил в воду и попытался столкнуть лодку. Но у меня ничего не получалось. Все это начинало сильно злить меня. В конце концов, я съездил за Наташкой, которая, стоя на пляже, явно за меня начала беспокоиться. И только когда я ее привез, вместе мы догадались использовать лебедку.

Сухое море
Сухое море
Злой Петя
Злой Петя

Как обычно, я завел носовой якорь как можно дальше, завязал на веревке петлю, и начал тянуть лодку нашей рычажной лебедкой. Это давало результат. Вскоре лодка поплыла самостоятельно. Я протолкал ее еще немного, пока не стало достаточно глубоко, затем запрыгнул в кокпит и завел мотор. Так мы оказались под самым берегом, над глубокой и безопасной промоиной, где течение вряд ли будет столь сильным, как на кошках.

Впереди у нас оставался еще один день на Мудьюге. На завтра мы планировали прочистить нашу печку, забитую с прошлого года. Выйти я предполагал послезавтрашним утром. Я отлично понимал, что Мудьюг — это как бы еще и не совсем маршрут, а лишь стартовая точка, за которой и начнется все самое интересное, поэтому хотелось уже поскорее отправиться дальше.

Полиция, предупредили что завтра будут учения
Полиция, предупредили что завтра будут учения
Остров Мудьюг
Остров Мудьюг

Прощание
Прощание
Прощание
Прощание


Все фотографии с Мудьюга можно посмотреть здесь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика