Новоземельский поход на карте

Все про это путешествие:

Свернуть

Наше путешествие от Архангельска до Новой Земли

В 2016 году мы продолжили наше большое путешествие. Напомню, что в 2015 мы прошли от Приозерска до Архангельска, а теперь — отправились из Архангельска на Новую Землю. В первую очередь, пока я не пустился в описания и рассказы, мы хотим поблагодарить всех тех, кто нам помогал на нашем пути. Если вы это читаете, то спасибо вам большое! А мы уж постараемся описать все интересно и подробно.

Отправляемся из Петербурга
Отправляемся из Петербурга
Наташа и Сева
Наташа и Сева

Итак, 3 июня мы покинули дом, сев на «Урал» и отправившись традиционным маршрутом в Архангельск через Подпорожье, Вытегру, Пудож, и Плесецк.

Архангельская область
Архангельская область
Морозное летнее утро
Морозное летнее утро

На этом пути нас несказанно порадовало то, что теперь почти что везде сделаны просто отличные дороги. Кругом положен асфальт прекрасного качества, ехать по которому — одно удовольствие. Немного огорчало лишь то, что перед поездкой я установил злую вездеходную резину, которая стиралась об этот самый асфальт. Но зато мы ехали, совершенно не напрягаясь.

Архангельская область
Архангельская область
Архангельская область
Архангельская область

По сути грунтовые участки на данном маршруте остались только между Подпорожьем и Вытегрой — тут без изменений, и между Плесецком и Брин-Наволоком. Касательно пары участков по пути на Брин-Наволок могу сказать лишь то, что они столь коротки, что на них даже не успеваешь устать.

Грейдер
Грейдер
У Вытегры
У Вытегры

По прибытии в Архангельск мы тут же отправились в Парусный центр Норд, что находится в Соломбале, и где хранилась зимой наша лодка.

Норд
Норд
Петя и Сева
Петя и Сева

Конечно, при первом взгляде на несчастное судно, облезшее после прошлого года и зимы под открытым небом, разобранное, лежащее в беспорядке, казалось, что оно даже не способно держаться на воде. Но в течение недели мы привели лодку в божеский вид: покрасили, собрали, обслужили. Все это время жили мы прямо там, в нашей каютке.

Разобранная лодка в НОРДе
Разобранная лодка в НОРДе
Соломбала
Соломбала

И вот, 17 июня настал долгожданный момент сброса лодки на воду. Полностью готовый тримаран был подкачен под кран, который утром опустил нас в воды Северной Двины. Еще день, и ночью 18 числа мы отправились в поход. Мотоцикл остался проводить свое неподвижное лето на территории НИИ охотоведения и звероводства. Мы же к утру достигли острова Мудьюгского, где на метеостанции нас поджидал давний знакомый и просто очень хороший человек, Анатолий Исупов, исполнявший там обязанности начальника.

Мареограф на Мудьюге
Мареограф на Мудьюге
Остров Мудьюг
Остров Мудьюг

На станции мы провели пару дней, дождались хорошей погоды, после чего двинулись прямиком на полуостров Канин, остановившись лишь на Моржовце. Просто хотелось постоять несколько часов без движения.

Белое море
Белое море
Остров Моржовец
Остров Моржовец

Далее мы пришли на мыс Конушин Нос, где в течение пары дней пережидали непогоду, спрятавшись в удобном и безопасном заливе. К этому моменту уже стало понятно, что с лодкой все прекрасно. Что она стала комфортнее, а мы научились с ней управляться гораздо лучше, чем раньше. В общем, посудина наша хоть и мала, но вполне позволяет совершать длинные многодневные переходы. Подумать только! Ведь когда-то, на катамаране мы шли до этого места не меньше недели, а теперь добрались до Конушина менее чем за пару дней.

Конушин Нос
Конушин Нос
Шойна
Шойна

Следующим переходом мы перешли в Шойну, где нас снова застал шторм. Тут нам опять пришлось подождать пару дней, а потом мы перешли в соседнюю речку. В этом месте мы уже останавливались в 12 году.

Полуостров Канин
Полуостров Канин
Полуостров Канин
Полуостров Канин

И прямо отсюда, после ночевки, мы отправились к Канину Носу, сделав одну лишь остановку на реке Песцовой. Мы ходили пешком вдоль этой речки, осматривая канинские красоты. Здесь же мы пополнили запасы пресной воды и устремились дальше. С погодой все обстояло точно так же, как и тогда, на катамаране. Главным было не повторять тех же ошибок, поэтому, обогнув Канин Нос и войдя в Баренцево море, мы не стали искать тут какого-либо укрытия, так как тут такового просто нет.

Канин Нос
Канин Нос
Канин Нос
Канин Нос

Местом нашей следующей стоянки была избрана река Крынка. Вообще тут необходимо заметить, что полуостров Канин сложен, в первую очередь, именно отсутствием безопасных мест для стоянки, поэтому огибая его на каботажной лодке надо всегда быть готовым к тому, что идти придется далеко и долго, невзирая на погодные условия. На Баренцевом море дул весьма свежий восточный ветер, разгонявший крутую встречную волну, но наша лодка вполне позволяла все это преодолевать. К утру мы уже добрались до желанной Крынки. Здесь мы повстречали оленевода с его стадом, и встали в реке. Оленевод этот даже припомнил, как в 2012 году в этом же месте мы подарили его товарищу пластиковую бочку. Да и вообще, по его словам — он сразу понял, кто мы такие. Да, это приятно, когда тебя вот так вот узнают.

Река Крынка
Река Крынка
Река Крынка
Река Крынка

Не просидев тут и суток, мы снова пошли на восток. Переход получился неудачным, так как нам постоянно приходилось бороться со встречным ветром и волной. Мы быстро устали от этого, пройдя всего лишь 40 километров. Пришлось нам вставать на реке Падлей. И тут мы решили стоять до победного конца, то есть до тех пор, пока ветер не переменится или не утихнет. Но ветер все не утихал, а стоянка оказалась некомфортной. Этим летом в Арктике стояла небывалая жара, поэтому и днем и ночью мы мучились от нее, сжираемые комарами. Берега закрывали нас от ветра, в каюте приходилось закрываться, чтобы в нее не проникали проклятые паразиты — от всего этого жизнь становилась совсем унылой и нестерпимой.

В конце концов, наблюдения показали, что ночью ветер затихает и, воспользовавшись таким окошком, мы отправились на реку Камбальницу. Ситуация наша осложнялась еще и тем, что выйти из Падлея и зайти куда-то еще мы могли только по полной воде. Все должно было сложиться так, чтобы была сразу и ночь без ветра, и полная вода. Вот как раз настал такой момент, у нас все получилось.

Полуостров Канин
Полуостров Канин
Камбальница
Камбальница

На Камбальнице мы опять пережидали сильный северо-восточный ветер, и оттуда перешли на реку Рыбную. На Рыбной мы совершили неплохой радиальный выход — прошлись до маяка с одноименным названием, и вскоре решились на переход через Чёшскую губу.

Полуостров Канин
Полуостров Канин
Канин
Канин

Но и тут нам не повезло с погодой. Вроде, сперва все успокоилось, но позднее раздул восточный ветер, пошла очень короткая и неприятная волна, на которой лодка прыгала и билась пузом об воду со всего маху. Вдобавок пошел еще и дождь, да и течение, как оказалось, было нам встречным.

Вертясь так и сяк, часов 12 спустя, мы зашли в реку Индигу. Топлива, кстати, оставалось всего 15 литров. Да, я не рассчитал его запасы при выходе из Архангельска. Ошибка могла бы стать фатальной, но по счастью на Индиге мы повстречали местных, которые согласились продать нам 40 литров этого «желтого золота». Подробности я, конечно же, опишу позже.

Итак, покинув Индигу, мы обогнули Святой Нос, прошли сулой, стоящий возле него, и тут же попали в череду сильнейших шквалов. Лодка буквально вставала на месте, ударяемая волнами и сдуваемая ветром. Идя под мотором и парусом, мне приходилось лавировать, чтобы хоть как-то двигаться вперед.

Маяк Святой Нос
Маяк Святой Нос
Баренцево море
Баренцево море

Стало ясно, что нам необходимо срочно укрыться, и единственным местом, куда нам следовало идти, была река Большая Горносталья. Если бы вы знали, каких усилий стоило добраться до ее устья, от которого нас отделяло в тот момент всего-то километров семь! Впрочем, когда мы кое-как подползли к реке, то шквал поутих. По облакам я видел, что вот-вот следует ждать нового удара, поэтому, не раздумывая, мы бросились в реку прямо через все кошки, наплевав на безопасность. К счастью, все получилось. От Большой Горностальей мы перешли на реку Вельт. Очень интересное, кстати, место. На Вельте мы посетили одноименную факторию, на которой никого не оказалось.

Тиман
Тиман
Тиман
Тиман

Далее был переход до реки Черной, а оттуда — до уже знакомой нам Тобседы. Про Тобседу я тоже, конечно, напишу особо. Тут лишь скажу, что хозяева приняли нас чрезвычайно радушно и также помогли бензином. Это прекрасное место, в котором живут прекрасные люди.

Тобседа
Тобседа
Тобседа
Тобседа

С Тобседы мы перешли в Печорскую губу, и скоро оказались близ Нарьян-Мара. Тут нас так же потрепало сперва шквалами, а потом и штормом, но мы счастливо убежали от всей этой радости в реку Печору.

После отдыха, закупки продуктов и топлива, начинался новый этап нашего похода. Первый переход до острова Песякова, где я скачал из интернета последний прогноз погоды.

Остров Песяков
Остров Песяков
Остров Песяков
Остров Песяков

С Песякова мы хотели двинуться сразу на Вайгач через остров Матвеев. Но погода на деле оказалась совсем не такой, как она рисовалась на карте. Мы вынуждены были взять курс на южную оконечность острова Долгого, достигнув которой, повернули в сторону реки Лымбдаяха, и не доходя которой мы дождались, наконец, улучшения погоды. Так мы повернули к Вайгачу. Спустя сутки, после того как мы покинули Песяков, пройдя более 200 километров, мы, таки оказались на Вайгаче, в бухте Лямчина.

Вайгач
Вайгач
Вайгач
Вайгач

Маршрут этого перехода выходил весьма замысловатым. Впрочем, по сравнению с прямым путем, что лежал бы через Матвеев, наш проигрыш составил всего 60км.

Вайгач
Вайгач
Вайгач
Вайгач

Вот теперь то мы очутились в местах, совершенно новых и неизведанных для нас. Я, наконец, почувствовал то самое, что возникает внутри, когда ты касаешься вот этого вот неизвестного. Удовлетворение. Любопытство. Торжество. Я не знаю, как это описать. Здесь мы сходили в радиалку, и с этого места отправились к Новой Земле — нашей основной цели.

Вайгач
Вайгач
Вайгач
Вайгач

Вдоль Вайгача мы двигались совершенно спокойно, но стоило нам войти в Карские Ворота, как поднялся северо-западный ветер. Соответственно пошла и волна — очень высокая и крутая. Переход ожидался не из легких. Но близость заветной цели подбадривала и меня, и Наталью. Сменяясь 2 через 2 часа, как обычно, мы упорно боролись со стихией, выжигали в моторе бензин, которого теперь взяли вдоволь. В коне концов, на горизонте появился маяк одного из островов архипелага. Совсем скоро стали различимы и острова. Пару часов спустя мы заходили в неизвестные нам заливы под покровительством громадных скалистых берегов. Цель достигнута! Мы на Новой Земле!

Новая Земля
Новая Земля
Новая Земля
Новая Земля

Да, эти места казались другой планетой. Все тут было не таким, как там, ближе к материку. Казалось бы, всего каких-то 50 километров пролива — и ты оказываешься в другом мире. Сразу тебя накрывает чувство полного одиночества. Ведь и в самом деле, тут нет людей! Нету вообще. Только разноцветные голые скалы кругом, только темно-синяя вода под тобой. Так, очарованные, мы добрались до длинного залива Комфорта на Кусовой Земле, где и встали на несколько дней.

Новая Земля
Новая Земля
Новая Земля
Новая Земля

На Новой Земле мы провели в общей сложности пару недель. Кто-то, вероятно, спросит, почему же мы охватили столь малые пространства? Ответ тут прост: во-первых, поход задумывался как рекогносцировочный, а во-вторых, мы хотели как можно подробнее изучить эти места. Поэтому все время, проведенное в южной части Архипелага мы посвящали радиальным выходам, проходя множество километров пешком и все исследуя. Разведав Кусову землю, мы отправились на полуостров Русанова, в бухту Внутреннюю.

Новая Земля
Новая Земля
Новая Земля
Новая Земля

Здесь мы так же совершили две больших радиалки, посетив факторию Русанова. Конечно, люди тут бывают, но все-таки, события такие очень редки, и Новая Земля выглядит так, будто нога человека тут не ступала очень давно. Не увидишь нигде даже застарелого отпечатка сапога, следа от техники, или чего-то подобного. Все строения сгнившие, заросшие и безжизненные. Отходы человеческой жизнедеятельности в виде мусора, например — такие же старые, как и дома. Вообще, мусор — это очень важный источник информации для любого исследователя.

Новая Земля
Новая Земля
Полярный мак на Новой Земле
Полярный мак на Новой Земле

Тем временем, настала середина августа. Погода начала портиться, а ночи становились темнее. Пришла пора думать о возвращении. С полуострова Русанова, под покровом густого тумана, буквально на ощупь, мы перешли на полуостров Пиритовый. А с Пиритового — вновь на Кусову Землю, но уже в другой залив.

Новая Земля
Новая Земля
Новая Земля
Новая Земля

Оттуда мы перешли на остров Логинова, где так же нашлось удобное и безопасное место. Тут мы решили дождаться хорошей погоды и перебежать на Вайгач. Рано или поздно ветра успокоились. Утром 14 августа мы покинули наше уютное убежище.

Золотой корень
Золотой корень
Новая Земля
Новая Земля

Переход через Карские Ворота в обратную сторону оказался гораздо легче. Ветер еле дул, но какая же тут шла зыбь! Нет, шли мы, действительно, спокойно. Но зыбь здесь, видимо, из-за сильнейшего течения, достигала высоты метров до четырех, и была столь короткой, что часто мне казалось, что вот-вот она начнет рушиться. Бог миловал. Всю мощь течения я смог ощутить уже на подходе к Вайгачу: курсовой угол наш составлял почти 45 градусов. То есть, визуально я ориентировался на один из маяков, направляя лодку прямо на него, но двигались мы при этом в совсем другом направлении. Таким образом, я заключил, что скорость течения у берегов Вайгача составляет не менее 5 км/ч.

Раскачиваясь на зыби, и наблюдая, как она вдребезги разбивается о скалы, мы достигли бухты Утиной. И снова мы там стояли дня три, ожидая погоды и ходя в радиалки. И в очередной раз я убеждался в том, насколько условия Новой Земли отличаются от условий на Вайгаче. Тут было просто суше и теплее. Но не будем пока углубляться в подробности.

С Вайгача мы планировали перейти сразу на Песяков, но не тут-то было. По пути к Матвееву, в море нас накрыло сильным западным ветром. Кое-как мы добрались до острова Долгого, спрятались от волн за мысом Север-Саля, но уже спустя несколько часов ветер усилился и зашел на север. Нам пришлось поспешно уходить к южной оконечности острова, так как там располагался защищенный залив. Еще сутки ожидания прошли в этом месте. Ночью же, в лучах заходящего солнца, мы наконец отправились на Песяков.

Баренцево море
Баренцево море
Баренцево море
Баренцево море

И тут нам так же не повезло с погодой: стоило нам пройти Варандей, как подул свежий западный ветер, борясь с которым, мы долго ползли к мысу Бизекова. Веселья подбавил еще и барахлящий мотор. Но все-таки нам удалось преодолеть все сложности. Днем мы отдали якорь под прикрытием острова Песякова. Я снова получил возможность получать прогнозы, так что все наше будущее теперь стало абсолютно определенным.

В ближайшее время западный ветер будет только усиливаться, а завтра ночью — и вообще дунет до 21м/с. От волн нас защищают только кошки, да еще и течение все портит, вертя лодку так и сяк. В общем, стоять у Песякова теперь стало опасно и некомфортно. Однако, после всех этих напастей намечалась пара дней с выгодным северо-восточным ветром, которыми мы и воспользовались.

При первой же возможности мы помчались к Печоре под парусом и мотором, подгоняемые большими волнами и сильным ветром. Не знаю уж, с какой именно силой дуло, но скорости наши достигали 25км/ч. Итак, ночью 25 августа, в полнейшей темноте, мы, с клочьями пены влетели в Печору, а на следующий день очутились в Нарьян-Маре.

Баренцево море
Баренцево море
На Печоре
На Печоре

На этом наше путешествие почти закончилось. Оставалось только найти место для зимовки лодки. Место такое в итоге нашлось на Лесозаводе, у одного хорошего человека. Там мы подготовили лодку к зиме, собрались, и 4 сентября сели на самолет прямиком до Санкт-Петербурга. А за мотоциклом в Архангельск я потом съездил отдельно. Вот такая вот история. В ближайшее время я расскажу всю эту эпопею более подробно — как обычно, в виде отдельных рассказов.

Ставим лодку на зимовку
Ставим лодку на зимовку
Ставим лодку на зимовку
Ставим лодку на зимовку

Ставим лодку на зимовку
Ставим лодку на зимовку
Ставим лодку на зимовку
Ставим лодку на зимовку

Комментарии   

#1 МолодцыRomik 20.09.2016 10:10
Привет, молодцы, ждал вашего возвращения.
Нужно ли разрешение на Новую землю ?
Кроме разрешения у пограничников.
Как обстоят дела с плавником на новой земле ?
Цитировать
#2 RE: Наше путешествие от Архангельска до Новой ЗемлиПетя 20.09.2016 19:15
Цитирую Romik:
Привет, молодцы, ждал вашего возвращения.
Нужно ли разрешение на Новую землю ?
Кроме разрешения у пограничников.
Как обстоят дела с плавником на новой земле ?

Ну на самый юг и на Северный остров - вроде, не нужно ничего. Я точных границ полигона и не знаю даже. А плавника там немеряно)
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика