Все про Ладогу:

Острова Палосарет

Пока мы после недолгих испытаний нового тримарана находились дома, нам хотелось как можно скорее снова оказаться на лодке и продолжить наше болтание по Ладоге. И, конечно, мы не выдержали, уже через пару дней упросили нашего друга Арсения поскорее отвезти нас, забили его машину разным скарбом, и двинулись в Приозерск.

Яхтклуб Ладожский
Подходим к островам

Пока мы добирались до места, а затем грузились – настал вечер, и устье Вуоксы мы покинули уже в преддверии сумерек. Я решил двинуться к Куркиниеми, зная, что там есть удобный пляж, но со временем понял, что до темноты нам туда не добраться. В итоге, ночь настигла нас где-то рядом с Селькямарьянсари, где мы были вынуждены отдать якорь и заночевать.

Утром, едва только забрезжил свет, я оделся и вылез из каюты. На самом деле, меня разбудили какие-то раздражающие легкие удары: оказалось, что мы стоим очень близко к берегу, и иногда задеваем за камни рулем, который я не поднял вчера из-за своей лени. Ругаясь, я завел мотор, затем полез на нос и поднял якорь. После этого мне потребовалось опять бежать в кокпит, включать передачу и отходить дальше от острова.

Мне хотелось провести новый день в праздном безделии, поскорее встав в каком-нибудь безопасном и удобном месте. Как мы и собирались вчера, я направил лодку к мысу Куркиниеми. Но едва мы зашли за каменные островки, отделяющие бухту от Ладоги, как я увидел там и сям стоящие палатки. На пляже находилось несколько надувных лодок.

К тому времени уже проснулась и Наташка. С явным неудовольствием она смотрела на это столпотворение, высунувшись из люка. Ничего другого ожидать и не приходилось! Ведь стояла середина августа, самый разгар поры отпусков. Но ничего, совсем скоро погода начнет портиться, и вы все вернетесь по домам, а мы останемся.

Я развернул лодку, и мы направились дальше, в то место, где останавливались несколько дней назад, во время испытаний лодки, к какому-то безымянному островку в еще одном заливе чуть восточнее.

Добравшись, мы немного покружили в тамошних заливах среди островков, посмотрели на стоящие тут и там лодки, и решили отправиться дальше, к Лауватсари, где мне припоминался еще один песчаный залив. Но и там, в итоге, обнаружились какие-то люди.

Так мы дошли до восточной оконечности острова, свернули в залив, ограниченный Лауватсари и Палосарет. И тут всюду были люди. Немного повертевшись, я, наконец, увидел маленький островок, и тут мы аккуратно причалили. Погода к этому времени совсем затихла, вода в заливе была совершенно гладкой, поэтому нам удалось пришвартоваться к каменному берегу вплотную, мы даже не отдавали якоря.

Лодка

Острова Палосарет

Название острова Палосарет произошло от финского слова Palosaaret, что переводится как горелые острова. На некоторых картах неправильно пишут, что это «Паласарет».

Карта Палосарет

Острова Палосарет включают в себя архипелаг Палосарет и цепь более мелких островов к северо-востоку (Исо-Меккюля, Селькясари) и к юго-западу (Вехкамосари, Мялкя, Ристисари) от архипелага. Расположены они между островами Мюкримюксенсари на севере и Лауватсари на юге. Острова Палосарет являются частью Западных Ладожских шхер. Территориально они относятся к Лахденпохскому району Карелии.

Все острова Паласорет - скалистые, средней высоты, с редким лесом, мхом, ягодами, грибами, цветами и прочими красотами. Очень нарядные, уютные.

Вереск
Колокольчик

Цветок
Рисунки на камнях

Рябина
Цветы

На островах имеются колонии чайковых птиц, редкие виды арктической фауны, залежки и детородные убежища ладожской нерпы. Здесь гнездятся: сизая чайка, серебристая чайка, клуша, речная и полярная крачки, чеграва, чернозобая гагара, а также красношейная поганка.

Палосарет

Здесь встречаются три охраняемых в Карелии и России вида животных: клуша, чеграва и ладожская нерпа. Палосарет — эталон островных экосистем, имеет важное научно-познавательное значение для организации экологического туризма.

Как вы, вероятно, знаете, на Ладожском озере пытаются создать национальный парк. В связи с этим экологами подготовлены рекомендации по режиму природопользования. К ним относится запрет на посещение островов с 1 мая по 15 июля (в это время острова могут посещаться только с целью проведения количественных учетов животных).

Это означает, что если на Ладоге будет национальный парк, то туристы там в некоторые периоды не смогут бывать в принципе. Не только за деньги, не только по особым правилам, а вообще. Вы все еще поддерживаете идею о создании Нацпарка «Ладожские шхеры»? Мы — однозначно нет.

Лодка

Кстати, туристов на этих островах - полно. Пока мы стояли тут, откуда-то постоянно доносились голоса - видимо, люди стояли на соседних островах и их разговоры разносились по окрестностям. Мимо часто проплывали рыбаки и так и норовили встать порыбачить прямо рядом с нами. К счастью, наши верные охранники своим лаем их отгоняли.

Сева
Степан

Степа

Ну и уже осенью мы узнали, что на соседнем острове стоит изба и в ней постоянно живут рыбаки, грибники и прочие люди. И при этом на островах очень чисто, в отличие от Байевых островов, которые входят в состав природного парка и которые люди посещают реже, опасаясь РПЦ и природоохранников.

Туристы
Скалы

Осенью, кстати, тут не менее красиво, чем летом. Фотографировала я, правда, с лодки, и уже вечером, поэтому фотографии получились слегка смазанными.

Остров

Палосарет

Ну а летом - вообще замечательно, отдыхать тут - одно удовольствие, чем мы и занимались.

Готовим обед
Сладости

Рагу
Горелка

Наш тримаран

Что же касается прочих достопримечательностей, то мы их не видели. Возможно их тут нет, хотя мы, конечно, обошли не все островки. А вообще, Палосарет мельком упоминается в исторических справках о Зимней войне.

Например, пишут, что:

В сентябре 1941 г. остров Рахмансари обеспечивал водные коммуникации и прикрывал остров Валаам. 12.08.1941г. для обороны острова на него высадилась 2-я рота 3-го батальона 4-й морской бригады КБФ. На рассвете 7 сентября 1941 года, после десятиминутной артиллерийской подготовки с катеров и баркасов Финской Ладожской флотилии, под прикрытием огня береговых батарей, началась высадка десанта на остров, удерживаемый советскими войсками. На острове шли сильные бои.

К полудню 7 сентября были расчленены и окружены основные опорные пункты. В полдень наши высадили подкрепление 200 человек с о.Хейнясенмаа, о. Верккосаари и с о.Валаам (остатки 3-го батальона). Всего получилось около 300 обороняющихся. Высадка происходила под огнём батареи врага с о.Палосарет. Наши понесли потери. Натиск на финнов усилился. Наша канонерская лодка обстреливала северный конец острова. У финнов началась сказываться нехватка боеприпасов. Советская Ладожская военная флотилия многократно и настойчиво пыталась доставить обороняющимся боеприпасы и эвакуировать остатки советского гарнизона.

Вечером и ночью, как только стало возможно, финны произвели перегруппировку. Батарея с о.Палосарет частично была переброшена на о.Куусаари, откуда было удобнее вести огонь и прикрывать трассу снабжения своих сил от атак Советской Ладожской флотилии. На о. Рахмансари финны перебросили восемь 47 мм., два 20 мм. орудия, 4 пулемёта и расчёты, а также свежие подкрепления. Прибывшие орудия были установлены на береговой линии для стрельбы по водным целям. Главная цель финнов состояла в том, чтобы препятствовать подвозу боеприпасов и подкреплений на остров. Острова Лавуатсари и Палосарет соединили телефонным кабелем, что позволило улучшить управление огнём батареи с командного пункта на о.Лавуатсари.

Так что, возможно, остатки батареи там еще можно найти.

Мох
Вода в расщелинах

Мох-ягоды
Что за растение?

Ягоды
Трава цепляется за каждую щель