Все про Ладогу:

Впервые на Верккосаари

Отсюда, с Заячьего острова, где мы обедали, и что находился примерно в пяти километрах от места нашего старта, остров Верккосаари был виден уже чуть яснее - достаточно резкое пятнышко, висящее над горизонтом. Восемнадцать километров через ладожские просторы, на авось, навстречу неизвестности.

Ладога
К Верккосаари
Верккосаари

Сходить туда мы намерились еще в прошлые выходные, ибо земля маячившая где-то на горизонте, нас всегда очень привлекала. Позднее, знакомясь с разными сведениями о тех далеких островах, мы узнали, что на каких-то из них находятся брошенные советские военные объекты, радиоактивные могильники, и прочие зловещие тайны. Разумеется, эти сведения разожгли наш интерес к дальним островам с удвоенной силой. И еще маленькая деталь: мы не нашли никаких сведений о хождении на какой-либо из островов Западного Архипелага на байдарке. Возможность быть, возможно, первыми байдарочниками, опишущими это место, нас будоражила не меньше старинных ДОТов.

На Верккрсаари, который мы избрали своей целью, ни полигона, ни могильника не было, лишь старые финские позиции, пара стрелковых ячеек да обжитый рыбаками блиндаж. Но зато он был ближе других - всего двадцать километров от берега озера и восемнадцать - от крайнего острова - для начала хватит. Всю неделю мы пребывали в мандраже, в пятницу я вообще не мог работать в предвкушении, я ни с кем не разговаривал. Был сосредоточен и печален, ведь завтра мы можем сгинуть в ледяной ладожской воде, но какой это будет отжиг... Можно сказать, я боялся предстоящего испытания.

А сейчас, когда мы заканчивали обед, страха и мандража уже не было. По расчетам, нам предстояло три-четыре часа беспрерывного движения, на еле видную точку, с редким отдыхом прямо на воде, если позволит погода. Для того чтобы сидеть столько времени в байдарке, мы купили надувные подушки, которые, пока, оправдывали себя. Кстати на этой неделе мне прислали новую шкуру, которую я 3 недели назад заказал в фирме "Сплав". Шкура тоже была выше всяких похвал - не морщилась как тритоновская, лакированная превосходно скользила по воде - пять километров мы пролетели за сорок минут. Есть у нее один недостаток - отсутствие проклейки по среднему стрингеру, на нем мы понаставили коцок, придется доработать. Но шкура в любом случае, по ходовым показателям и качеству - превосходит продукцию «Тритона».

Посидев еще немного, мы отправились в наш безрассудный путь. Наша байдарка оснащена по всем понятиям, и не подведет свою команду, даже о непотопляемости и равномерном распределении груза мы позаботились. Погода была тихой, нам в правый борт дул слабый юго-восточный ветерок, волны почти не было. Как и раньше, при движении по большой воде мы периодически впадали в оцепенение, потом вновь приходили в себя и говорили на философские темы. Только раньше, в пределах нескольких километров всегда имелась суша, теперь же мы будто висели между небом и землей, впереди ничего кроме горизонта и голубоватого крошечного пятна над ним, левее еще ниточка суши, а позади удаляющийся Заячий остров и за ним - берега. Здесь не нужен ни компас, ни карта - здесь все и так ясно.

Иногда оглядываясь, я удовлетворенно отмечал, что берега совсем потеряли очертания, поголубели, постепенно они стали превращаться в малозаметную ниточку, подниматься в воздух над водой. Верккосаари же, и Хейнясенма левее, все яснее вырисовывались впереди. Скоро стали различаться даже силуэты леса на них. Адреналин, в ожидании чего-то ужасного посреди Ладоги, подгонял нас вперед, но часа через полтора мы успокоились. Через полчасика ветер начал свежеть появились волны, которые уже приходилось подрезать. Волны накатывали с направления где-то на два-тридцать. Ветер все свежел и свежел, и работать приходилось все активнее.

Верккосаари был уже совсем близко, но находился он именно на таком расстоянии, когда вроде как рукой подать, но он совсем не приближается. Постепенно вернулся страх, адреналин во мне попер так, что после очередного большого вала у меня даже перехватывало дыхание. Позади нас прошло две моторки, где-то далеко слева было два рыболовных судна - я громко крыл их всех матом, чтобы хоть как-то облегчить свое состояние. Наташке же страшно не было, ее просто бесили эти волны, и она проклинала тот день, когда впервые села в очко этой адской ладьи.

Волны вроде даже небыли особо высокими, но они были частыми и очень крутыми - если бы не фартук с юбками - бала б нам амба. Но и с этими полезными девайсами было не легко, колбасило нас неслабо, а силы кончались. Не поможет тут и спасжилет - вода за бортом ледяная, настанет в ней шок и скорая смерть. Но мыслей о смерти в таких ситуациях не бывает, и мы продолжали молотить веслами дальше.

На ближних подступах к острову начался ад кромешный: очень странная интерференция волн в паре километров от берега, выглядевшая с нашей точки зрения, как совершенно сумасшедшие, высоко, хаотически подпрыгивающие волны, оказывающиеся сразу везде и идущие со всех сторон. Здесь мы в очередной раз прокляли все на свете. Несмотря на то, что мы рубили волны вокруг себя с удивительной частотой, все их изловить было невозможно, они били нас, вызывая очень страшные крены, мы проваливались в ямы между ними, из которых нас потом неуправляемо выбрасывало вверх.

Приплыли
Наша байдарка

Но все когда-нибудь кончается, и мы прошли эту жуткую полосу. Несмотря на сильный боевой стресс, мы даже смогли восхититься грозной красотой скальных берегов острова. Берега представляли из себя нагромождение кубических базальтовых скал, он весь, был будто бы сложен из огромных черных блоков, а сверху всего этого рос лес. На южном мысе острова стоял маяк. Добрались от Заячьего мы до сюда за два часа пятьдесят минут - шкура жжот. Подушки жгут тоже - зады наши почти не устали.

Мы сидели на камне рядом с байдаркой и пили вино, ели хлеб с тушенкой - нам надо было снять напряжение. Скоро мы выберем место для стоянки, отнесем туда вещи, а сами пойдем по воде вокруг острова, затем осмотрим его, идя по суше. Пока мы, уже выпимши, носили барахло, Наташка подвернула ногу. У меня болели связки на перетруженной правой руке. Место для бивака было выбрано рядом с огневой точкой, в которой было устроено чье-то кострище.

Разгружаемся
Тихо плещется вода
Тишь

Вообще, надо сказать, что люди на острове бывают, но весьма редко - это было видно по иногда встречающемуся мусору. Неудивительно: мимо острова достаточно часто проходят рыболовные суда, за вечер мы видели как минимум 2 тарахтящих и дымящих корыта, идущих на северо-восток между Верккосаари и Хейнясенма. Рядом с нами был целый склад пустой водочной тары. Кое-что из мусора, что особенно бросалось в глаза при обходе - мы собрали и увезли потом с собой. Наскоро осмотревшись, мы вернулись к байде, спустили ее на воду и отправились на экскурсию.

Буйство цвета
Огневая точка

О наших впечатлениях от вида острова я писал выше: скальные берега высотой три-четыре метра, будто сложенные из черно-серых каменных блоков, а сверху - лес. По моим ощущениям, остров весьма стар и представляет из себя сплошной монолит, все камни на углах округлые, обточенные водой и воздухом. На восточной оконечности острова, высота берегов понижается, и, наконец, берег превращается в пологий скат из сплошного камня, плавно выдающийся в озеро мысом. С равными интервалами на высоких берегах видны удобные стрелковые ячейки, сложенные из дикого камня. На северном берегу располагается бетонный блиндаж, обжитый людьми - там есть печка, нары и кое какая утварь. Но судя по всему, люди были здесь в последний раз, довольно давно. Чуть дальше на берегу лежали нос и корма от какого-то старинного корабля. Об антикварности этих останков говорили клепаные соединения листов металла. Были эти части местами порванными, а местами - порезанными автогеном.

На севере, в шести километрах видны острова Хейнясенма, туда мы, к сожалению не пошли из-за недостатка времени. Пока мы обходили остров, позади нас, периодически появлялась и исчезала любопытная нерпа.

Нерпа
Мертвое железо
Осколки

Обойдя остров вокруг, мы причалили и пошли осматривать остров по суше. Я поднялся на маяк, сфотографировал окрестности. Животный и растительный мир острова тоже весьма интересен - море цветов, разных трав. Растут здесь сосны и березы. Также здесь живут различные редкие птицы, а на прибрежных камнях отдыхают нерпы. Здешняя живность в основном непуганая, в отличие от той, что живет на побережье Ладоги: если вести себя тихо, то утки и чайки не улетают в ужасе, а спокойно продолжают заниматься своими делами. Было очень интересно наблюдать за тем, как местные гаги ловят рыбу. С берега мы обнаружили, что огневые точки, в некоторых местах, расположены двумя эшелонами Во время обхода нас наконец настиг дождь, который мы постоянно видели, пока шли через Ладогу. Вернувшись мы поужинали и легли спать.

Маяк
Готовимся к отплытию
Плывем

Когда я проснулся утром в шесть утра, то сразу отправился кипятить воду. Погода была тишайшая, а берега озера скрылись в непроглядной мгле. Я возился с примусом, курил, и тут, подняв голову - увидел: нерпа, совсем рядом! Она отдыхала на камне, метрах в ста, вертела головой и дрыгала периодически ластами. Это была настоящая удача. Я схватил камеру и осторожно подкрался к ней, скрываясь за камнями. Потом, из-за ближайшего к животному камня, я ее снял на видео и сделал фотографию. Правда, съемка велась против света, и поэтому, виден лишь ее силуэт, но все-равно, имхо, это редкость. В конце концов, она меня заметила, и бесшумно скользнув в воду, исчезла.

Закат
Каменный берег
Наша байдарка

После завтрака мы собрались, и в десять часов вышли в обратный путь. Вода была зеркальной, все вокруг тонуло в мареве, остров Верккосаари за кормой постепенно терял очертания и удалялся. Немилосердно пекло солнце, не было ни ветерка, а идти приходилось по азимуту - берега были еле видны в дымке. Замечу также, что возле острова имеется магнитная аномалия и показания компаса – неверны.

Завтрак наш был очень скуден, грести из-за жары было тяжело, каждые пятнадцать-двадцать минут приходилось делать передышку, было ощущение, что мы еле ползем. Спустя часа полтора - два после выхода, Верккосаари совсем растворился где-то позади, а по курсу стали вырисовываться во мгле острова возле берегов Ладоги. Мы ориентировались на о.Заячий, намереваясь пройти мимо него, мимо о.Бурнева, прямо в нашу бухту.

Хотелось есть, и прямо на воде мы поели бутербродов. Позже меня приперло по малой нужде, и я умудрился ее справить не выходя из байдарки, при помощи обрезка бутылки. На четвертом часу пути силы окончательно закончились. Жара, тишина, зеркальная вода кругом, даже не дует озерный бриз. Острова и берега - совсем рядом, до Заячьего - километровпять, до берега - десятка... Но никак не догрести, спеклись мы совсем.

Тем временем, горизонт позади нас затянуло совсем уж непроглядной мглой, и когда мы поравнялись с Заячьим, подул юго-восточный ветер. Стало прохладнее. Ветер быстро усиливался, и появилась волна.

Волны явно были неспокойными - не большими и пологими, а маленькими, крутыми, частыми и злобными. Откуда-то сразу взялись силы, и мы очень бодро погребли вперед, к финишу. Мы решили, что вероятно, нам страшно повезло, и мы проскочили весь путь до того, как там началось нечто неприятное - все за кормой скрылось в серо-голубой дымке, а волны здесь, накатывая слева, начали нас колбасить весьма чувствительно. Очень скоро мы прошли и Бурнев, еще немного - и мы оказались под защитой берега.

Скоро мы вошли в залив Щучий, из которого начинался наш путь. Какие-то бюргеры здесь отдыхали сидя в шатрах, кто-то ловил рыбу. А мы уже сидели на берегу и сушили байдарку. Кстати, во время разгрузки, из кормы выпрыгнула лягушка - оказывается она приплыла с нами аж с Верккосаари. Настоящая лягушка-путешественница, вписалась на корабль, идущий к неизвестным берегам. Экзамен нами был пройден на отлично: туда 3.5 часа, обратно - 4, все строго по расчетам. И самое интересное то, что мы, похоже, будем первыми, кто опубликует в инете отчет о байдарочной экспедиции на о.Верккосаари.

Потом быть может, доберемся и до Валаама? А пока у нас впереди - Белое море, новые горизонты и свобода.