Карта путешествия

Все про это путешествие:

Свернуть

Самый выдающийся Абандон

Один из самых выдающихся заброшенных объектов Амдермы был в нескольких километрах впереди. Сейчас мы остановились возле белых куполов, которые можно было разглядеть из некоторых мест поселка. Вблизи эти сооружения смотрелись очень необычно. Не то летающие тарелки, не то какие-то грибы, не то белые пузыри, вздувшиеся среди тундры много лет назад, да так и оставшиеся стоять здесь.

Радиопрозрачное укрытие Шалаш
Радиопрозрачное укрытие Шалаш

Вид с платформы
Вид с платформы
Шалаш
Шалаш
Стеклопластиковый купол
Стеклопластиковый купол

Купола оказались ни чем иным, как укрытиями для мобильных радио-локационных станций. Они стояли на сваях, и на платформы, упрятанные под эти укрытия, вели аппарель, по которым машины могли заехать внутрь. Конечно, вся конструкция меня просто потрясла — несмотря на то, что эти фиговины стоят здесь уже много лет, они по-прежнему были в неплохом состоянии. Когда мы поднялись в один из куполов, то я смог увидеть, что сделаны они из двухслойных стеклопластиковых панелей с «сотовыми» перегородками. На панелях с внутренней стороны были нанесены какие-то коды а так же значилось наименование изделия: «Шалаш 3М».

Белый купол
Белый купол
Под куполом
Под куполом

Всего «шалашей», стоявших в ряд, тут когда-то было четыре, но сейчас один из них разрушился полностью, у другого не хватало части, и два других были в хорошем состоянии. Когда мы находились внутри убежища, то любой звук, отражаясь от стен, создавал очень интересный психоделический эффект. Я даже не побоюсь предположить, что человек, находящийся под действием соответствующих препаратов, будучи внутри такого колпака, мог бы легко сойти с ума. В этом реверберирующем хаосе любое движение или шорох порождали целый шквал новых звуков, говорить было почти невозможно, все смешивалось в одну сплошную безумную какофонию. Похоже, что даже Севку это вставило, он начал просто так, ради собственного удовольствия лаять. От его лая находиться под куполом стало совсем уже невозможно, и мы поспешили выйти.

Величественная панорама открывалась с платформы крайнего купола. Футуристические постройки на ножках стояли в окружении некоторых облетевших уже с них лепестков, с одной стороны было море с крохотным белыми льдинками, с другой — тундра. Дальше, маленькой коробочкой с ажурной параболической антенной наверху, стояла РЛС «Лена-М», наша следующая остановка и цель поездки. Мы спустились с аппарели, я разрядил и зачехлил ружье. Все равно оно мне здесь не потребуется — я рассчитывал на дичь, но дичи здесь явно не предвиделось. Зря я его таскаю. Мы дружно полезли в машину.

Возле укрытия
Возле укрытия
Болты
Болты

По пути к станции
По пути к станции
РЛС в Амдерме
РЛС в Амдерме

Договорившись с Максимом накануне, сегодня мы отправились на эту прогулку. Утром Максим зашел за нами в наши «апартаменты», и когда мы пришли к магазину, то там нас уже ждал старый ржавый УАЗик и еще два человека. В этой самой машине мы сейчас и катились, раскачиваясь на старой дороге. Про РЛС Максим нам очень много говорил, что это якобы целый комплекс со своей собственной системой жизнеобеспечения, множеством комнат, что там есть кубрики, столовая и учебные классы. Пока, из окна машины, станция не выглядела чем-то особенным. Так, железная коробка с антенной на крыше.

Когда мы въехали на бетонную площадку перед станцией, то я сразу понял, что, пожалуй, это не просто железная коробка. Она была велика и внутри у нее явно скрывалось нечто интересное. Выходя из машины максим прихватил большой фонарь, мы обошли постройку, и с другой ее стороны я увидел лестницу, ведущую к большой двери.

Да, станция действительно стоила того, чтобы на ней побывать. Пожалуй, что в случае предполагаемой ядерной войны, личный состав этого комплекса выжил бы и смог бы продолжить работу. От внешнего мира все это отгораживалось стальным огнеупорными дверями, здесь было два этажа. На первом этаже располагалась электростанция и привод вращения антенны, а на втором — жилые кубрики, столовая, учебные классы, целая куча разной аппаратуры и, конечно, пункт управления.

Перед входом
Перед входом
Огнеупорная дверь
Огнеупорная дверь

Общий вид РЛС Лена-М
Общий вид РЛС Лена-М

Подобные радиолокационные станции были созданы в конце 60х годов и работали они в метровом диапазоне. Собственно, именно этим, наверно, и обусловлен гигантский размер их антенн. Я не знаю, как эта станция работала и в чем конкретно ее прикол, но штука эта была явно очень мощной и очень крутой для своего времени. Мы бродили по темным помещениям разглядывая утробу объекта. Да, это была именно утроба, опутанная сетью вентиляционных коробов и жгутами кабелей, заставленная одинаковыми шкафами с какой-то электрической начинкой и совершенно одинаковыми электронными блоками. Мы осмотрели продуктовый склад, кубрики со следами пожара, учебный класс, завешенный стендами с изображениями НАТОвских самолетов. Далее мы направились на пункт управления, в мозговой центр станции, за который некогда был ответственен некто капитан Тютрин.

Среди внутренностей РЛС
Среди внутренностей РЛС
Внутри станции
Внутри станции

Трафарет
Трафарет
Сектор N1
Сектор N1
Деталька
Деталька

Это была небольшая комната. В широкий пульт управления, рассчитанный на работу трех операторов были вмонтированы три круглых экрана, один из которых был уже разбит. После того, как по экрану проходил луч фонаря, люминофор продолжал некоторое время светиться в темноте, и от этого картина становилась еще более загадочной. На воздуховоде, идущем над пультом значилась надпись «УВИДЕЛ — ВЫДАЙ — ДОЛОЖИ». Что-ж, именно такие станции, наверно, и составляли собой воздушный щит СССР во время холодной войны. Не знаю, конечно, как это выглядит сейчас, но в то время дело противовоздушной обороны поставлено было очень хорошо. Арктические рубежи страны прикрывались такими станциями, и Амдерма была одним из узловых элементов в общей системе, ведь именно через северный полюс проходил самый короткий путь к Советскому Союзу для американских стратегических бомбардировщиков.

Из пункта управления мы перешли в какое-то подсобное помещение. Похоже, раньше здесь был склад запчастей для блоков станции. Сейчас на стеллажах и полу этой комнаты все было разбросано в беспорядке, но все-таки, некоторые предметы, вероятно, не представляющие никакой ценности для жителей Амдермы, до сих пор так и остались упакованными в плотных запаянных полиэтиленовых пакетах. Какие-то моторчики, разъемы, электронные лампы — хоть сейчас доставай и пользуйся, на вид они были как новые. Здесь же нашлась и часть трафарета, с помощью которого наносился лозунг над пультом управления: среди прочего хлама на полу лежал заляпанный красной краской кусок бумаги с вырезанным в нем словом «ВЫДАЙ». Все что мы видели здесь, могло бы быть отличной иллюстрацией к какой-нибудь антиутопической книжке про будущее, не хватало только катающихся по тундре разумных гусеничных машин и мрачного багрового неба над безжизненным морем. Впрочем, подобный антураж очень легко дорисовывался воображениям, пока мы находились в железобетонных внутренностях мертвой РЛС.

Покинув склад ЗИП мы перешли в то, что Максим назвал библиотекой. Здесь хранилась вся документация по данной станции. Среди книг с чертежами и инструкциями я не увидел ничего выдающегося, но интерес представлял сам факт того, что они здесь лежат: книги раньше были грифованными, на форзаце каждой из них были приклеены карточки выдачи, последние записи в которых датировались 91 годом. Затем, судя по всему, документация была выведена из под секретки, гриф «секретно» на обложке был просто зачеркнут ручкой, и заменен на «Для служебного пользования». Все это так и осталось лежать здесь по сей день.

Главный пульт управления РЛС
Главный пульт управления РЛС

Вентиляционные короба
Вентиляционные короба
Комната с аппаратурой
Комната с аппаратурой

Бывшая секретная документация по РЛС Лена-М
Бывшая секретная документация по РЛС Лена-М
Карточка выдачи
Карточка выдачи

Инструкция по эксплуатации
Инструкция по эксплуатации
График осмотра
График осмотра

Пошарив фонарем по комнате я неожиданно заметил нечто действительно любопытное. В пыльном углу валялись забытые кем-то проявленные старые пленки. На негативах можно было разглядеть разных незнакомых людей в советской военной форме, позировавших возле экранов пульта управления, на фоне каких-то антенн, или стоящих на лестнице, ведущей с земли ко входной двери станции. У меня возникло ощущение, что я прикасаюсь к чему-то совершенно особенному. Я аккуратно положил бухточку в нагрудный карман и мы двинулись на выход, намереваясь подняться по наружной лестнице на крышу. На обратном пути я зашел в учебный класс и прихватил там примеченную мной пачку плакатов с ТТХ и картинками самолетов «вероятного противника».

Антенна Лены-М и белые грибы укрытий
Антенна Лены-М и белые грибы укрытий

Антенна
Антенна
Наша машинка
Наша машинка
Антенна на рельсе
Антенна на рельсе

Фотограф всего этого
Фотограф всего этого
Вид на море
Вид на море

На крыше мы имели возможность оценить масштаб антенны вблизи. Ажурная конструкция из тоненьких ферм и алюминиевых реечек стояла на замкнутой в кольцо рельсе. За два десятилетия забвения и простоя часть этих реечек, образующих собой поверхность антенны, уже сыпалась, но в целом, все это сооружение продолжало стоять довольно надежно.

Удивительно было думать, что когда-то эта громадина еще и крутилась, катаясь на колесиках по своей рельсе. Прохаживаясь вокруг антенны мы беседовали с Максимом о том, как плохо то, что подобные памятники культуры намеренно разрушаются ради металла или, в цивильных местах, ради площадей под жилую застройку. И премьер-министр со своей поганой рекультивацией может добраться до подобных мест и безвозвратно их разрушить. Такие места когда-нибудь могут быть очень важны для наших потомков, ведь уже сейчас почти ничего не остается от реальных военных и послевоенных объектов — все разворовано и разрушено. Побродив еще немного по крыше мы спустились на первый этаж, бегло осмотрели электростанцию, затем обошли всю постройку снаружи и вернулись к машине. День удался.

По возвращении в поселок случилась мелкая неприятная неожиданность. Выгружаясь из машины мы забыли взять Севку на поводок, и по пути к нашим апартаментам нам попалась мирно стоящая рядом с дорогой оленья упряжка с оленеводом. Севка, конечно, не выдержав, стрелой ринулся к этим оленям, и то ли желая познакомиться, то ли пытаясь согнать животных поплотнее в кучу, с лаем бегая вокруг, едва не довел до кондратия и оленей, и оленевода. Олени в ужасе вырывались из упряжи, хаотично дергая сани; оленевод, выпучивая глаза и что-то истерично крича, отмахивался от собаки хореем, всякий раз промахиваясь и обрушивая свои удары в жидкую грязь. На силу нам удалось изловить Севку, однако, оленевод никак не мог успокоиться, он очень сильно переживал за своих оленей. «А если они ноги у меня поломали? Я собак не держу, олени боятся! Что же делать? Платить штраф будешь, если олень помрет!», — кричал оленевод. Мне от этого всего было очень неприятно, и хоть я и видел, что олени находятся в полном порядке, я все-же сбегал домой, и принес ненцу в качестве компенсации пачку патронов. Все равно, тащить их в Питер мне не особо хотелось, а человеку будет приятно. Заодно я прихватил так ни разу и не использованную «финскую» сетку, которую «не отходя от кассы» сменял на хорошую мясистую оленью ногу. Для оленевода это было очень выгодно. На этом мы, оба довольные, распрощались. Оленевод принялся прятать на своих нартах патроны и сеть, а я пошел в нумера. Завтра должен был быть наш самолет.

Комментарии   

#1 Самый выдающийся Абандон, 2010 год, июльвадим 26.03.2013 05:30
причем тут премьер или еще кто это капитализм в действии
Цитировать
#2 Самый выдающийся Абандон, 2010 год, июльАлександр 26.03.2013 05:30
В годы службы мы с парняим все облазали
Цитировать
#3 Самый выдающийся Абандон, 2010 год, июльигорь 26.03.2013 05:30
а поаккуратнее отсюда нельзя было уйти? Немцы бы все демонтировали и аккуратно бы все вывезли, а русские- бросили словно при отступлении. Отступали перед кем? Генерал Морозом? Или чумой или лихорадкой? Словно сбежали с тонущего корабля......
Цитировать
#4 Самый выдающийся Абандон, 2010 год, июльМ 10.05.2013 22:24
я служил там где на РЛС комплексе (где купала ,у меня из-за них еще дембель был смешной ) баек про 09 батальон и его подполковника в те времена 85-87 могу рассказать на 2 книги :-), помню как ту станцию где здание сдавали в эксплуатацию...правда работала так ...во общем никак и Тюрина капитан по званию то же знал.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика