Половина маршрута пройдена

Камбальница
Конушин Нос

Вот и позади первая часть нашего маршрута, запланированного на этот год. Сейчас мы стоим на якоре совсем рядом с Нарьян-Маром, в Созоновской курье – это маленький заливчик напротив деревни Никитца. Шли мы до Нарьян-Мара месяц. Рассчитывали, что дойдем быстрее, но не сложилось.

Из Архангельска мы вышли ночью 18 июня и направились на остров Мудьюг, в гости к знакомым метеорологам. На Мудьюге мы провели несколько чудесных дней в обществе Анатолия Исупова и его товарищей, после чего быстро, в 3 перехода преодолели все Белое море и вышли в Баренцево.

Остров Мудьюг

Опуская подробности, выглядело это примерно так: Архангельск – Мудьюг, Мудьюг – Конушин нос, Конушин – Шойна, Шойна – р.Крынка на Баренцевом море. На Конушине и в Шойне мы штормовали, причем, после стоянки в Шойне мы, утомленные близостью поселка перешли в соседнюю реку, где постояли еще день.

Маяк Инцы
Зимний берег Белого моря
Конушин Нос
Деревня Шойна

Итак, Баренцево море, как и в прошлый раз, встретило нас весьма свежим Восточным ветром. Вообще, в этом походе все буквально точь-в-точь повторялось так же, как было в 2012 году, когда мы шли здесь на катамаране. Ну почти так же, только в облегченном виде. Полуостров Канин имеет очень мало убежищ на своем берегу, и поэтому нам пришлось идти до реки Крынки, выжигая бензин и прыгая на волнах.

На Крынке мы пообщались с канинским оленеводом, и так и не дождавшись погоды отправились на реку Падлей. С Падлея, на котором мы так же тщетно дожидались перемены ветра в течение трех дней – мы двинулись на Камбальницу, с которой после небольшого шторма перешли на реку Рыбную. Все знакомые места!

Канин
Баренцево море
Световой знак Рыбный

Ожидание на Рыбной так же ничего не дало и мы отправились в Индигу через Чешскую губу, которая здесь имеет ширину примерно 100км. Где-то на полпути погода испортилась, раздул ветер, поднялась высокая и очень короткая волна. В общем, переход дался нам непросто. Но не в ветре и волнах заключалась основная сложность. Вся беда была в том, что у нас заканчивался бензин.

В Архангельске мы купили 150 литров этого бесцветного золота, и к Индиге подходили лишь с пятнадцатью. Почему расход оказаля столь большим, я не понимал, ведь мы прошли на тот момент даже меньше 1000 километров. То ли сказывалось расточительство, допущенное на Белом море с его течениями, то ли еще что-то. Забегая вперед я скажу, что позднее одна из причин обнаружилась: у нас треснул топливный шланг, соединяющий двигатель с расходным баком, и бензин потихоньку травил через маленькую дырочку.

В Индиге мы постояли еще пару дней, а потом купили у местных 40 литров бензака по 80 рублей за литр. Собственно говоря, это здесь такая официальная цена, но официально бензин по ней продается только бочками, а местные таскают топливо по зиме из Нарьян-Мара. Продают его очень неохотно, но нас согласились выручить.

Казалось бы, до Города оставалось 600 километров, и максимум за неделю мы до него наконец доберемся, но нет. Стоило нам обогнуть под парусом тиманский Святой нос и пробиться через сулой, как мы попали в сильнейший шквал. Я решил прятаться в реке Большой Горностальей, до которой оставалось километров 10, но при таком ветре и волне эти 10 километров казались целой сотней. Под мотором и под парусом, кое-как галсами, заливаемые водой мы вертелись буквально как на сковородке, но ничего не получалось. Однако, воспользовавшись коротким затишьем, мы все-таки добежали до устья, и очертя голову влетели туда не обращая внимания на кошки. Повезло. На Горностальей мы стояли еще 2 или 3 дня, ожидая, когда же кончатся все эти шквалы, при которых раздувало точно побольше 20 м/с. Ночами все подтихало, но вскоре раздувало опять. С этих самых пор шквалы с грозой шли с юго-востока почти непрерывно в течение всего времени, что мы были на море.

Маяк Святой Нос

С Горностальей мы опасливо перебежали на реку Вельт. С Вельта – на Черную, где стояли еще полтора суток, пережидая северный шторм. С Черной мы двинулись на Тобседу, на остатках бензина и с надеждой, что там нам помогут.

Река Вельт
Река Черная

Вообще, Тобседа – это совершенно прекрасное место. Очень приятная деревня в губе Колоколкова, которой уже много лет владеет замечательный человек, Александр Яковлевич Москвин. Москвин, кстати, сейчас в своей деревне устроил туристско-охотничью базу. А база получилась очень недурственной, так как от других подобных объектов ее выгодно отличает хорошо сохранившаяся атмосфера полярного поселка. Да и место, как я говорил – очень приятное.

Ближе к вечеру мы встали напротив деревни, в бинокль я разглядел абсолютно голого хозяина, перемещавшегося между баней и пляжем, и очень обрадовался тому, что он сейчас здесь, а не где-то еще. Позднее, когда все население деревни в составе двух человек закончило мытье и ушло в дом, я высадился и пошел заявлять о себе. Встретились мы так, будто расстались на прошлой неделе, хотя на самом деле виделись 4 года назад. С тех пор началось наше трехдневное зависалово в Тобседе. Кстати, о чем я не сказал сразу: это лето в Арктике выдалось небывало жарким. Постоянно температуры воздуха за 20 градусов, и такие же температуры воды в губах и реках. На Тобседе к ее пескам и просторам не хватало только пальм, шезлонгов и тростниковых бунгало. Здесь мы расслаблялись, отдыхали и беспрерывно ели рыбу вместе с Сан Яковлевичем и его товарищем Василием. Все как в 2012, только теперь на жаре.

Деревня Тобседа

С Тобседы мы пошли на Русский Заворот, подгоняемые южным ветром, но после захода в Печорскую губу, резко зашквалило, появились грозовые тучи. Снова мы с огромным трудом пытались преодолеть волны и ветер, направляясь к укрытию – острову Долгому. В конце концов мы подумали, что проще будет переждать шквал на якоре, благо, глубины тут составляю всего по 3-4 метра. Так мы и сделали, и когда ветер стал чуть потише, дошли, таки, до острова, спрятавшись от ветра его подветренным берегом. Спустя несколько часов шквалы кончились и начал раздувать север, чем мы и воспользовались, стремглав полетев к устью Печоры сперва под мотором, а потом и под парусом. В результате парус был поврежден, но это нам не помешало быстро дойти до реки.

Здесь мы попытались отдохнуть возле реки Нижнебородатой, но ветер усилился до штормового, и нам пришлось двинуться дальше на юг. Благо, подгоняемые крутыми речными волнами, мы разгонялись против течения до 16 км/ч. В конце концов мы встали поспать на пол пути до Нарьян-Мара, и затем перешли сюда, к Никитце. Вот такая вот история.

Кстати, если захотите нас поддержать - можете перевести любую сумму на наш яндекс.кошелек. Будем ужасно благодарны и взамен обязуемся прислать вам открытку или какой-то другой памятный сувенир из этого путешествия. Написать свои контакты, а также пожелания можно в комментарии к переводу или прислать к нам на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.